За реставрацию памятника бизнесмен получил уголовное дело

05.10.2011, 20:01

Видео программы «Сегодня»

Бизнесмен вложил в реставрацию памятника саперам из Панфиловской дивизии три миллиона рублей и вернул на место, однако власти сочли, что имели место некие махинации.

В Подмосковье в дни, когда отмечается 70-летие битвы за Москву, разгорается скандал, который вряд ли поднимет настроение ветеранам. Причиной раздоров стал памятник, установленный под Волоколамском и посвященный героям-саперам из знаменитой Панфиловской дивизии. В этом районе ценой собственной жизни они остановили прорыв немецкий бронегруппы.

В центре монумента как раз и находилась одна из подбитых немецких самоходок. Отреставрировать ее взялся некий столичный бизнесмен, задуманную работу он выполнил и вернул бронемашину на место, но вместо благодарности получил упреки и уголовное дело: предпринимателя обвинили в подмене редкой военной техники. Как выяснил корреспондент НТВ Александр Калинин, отреставрированный памятник объявили новоделом.

Столичный бизнесмен Дмитрий Бушмаков вложил в этот танк три миллиона кровных рублей. Думал, занимается реставрацией, а вышло — фальсификацией. Летом по договору с администрацией Волоколамска он взялся восстановить мемориальных комплекс «Взрыв» за свой счет. Самоходку сняли с постамента и увезли в Москву.

Дмитрий Бушмаков, предприниматель: «Делать хорошее дело, можно сказать, для себя. Мне не стыдно будет, условно, показать это, сына своего туда привести, или кому-то сказать — это сделал я. Или это сделал я и мои друзья. И им не стыдно сказать — мы на это дали денег».

Пока реставраторы возвращали самоходке исторический облик, местные жители волновались. Поползли слухи, что танк украли и продали коллекционерам за четыре миллиона евро. К делу подключились прокуратура и полиция. Бизнесмен из благотворителя превратился в фигуранта уголовного дела.

Лилия Дасаева, отдел МВД по Волоколамскому району: «По представлению прокуратуры города Волоколамска, 26 июля 2011 года возбуждено уголовное дело по части 1-й, статьи 243-й Уголовного кодекса Российской Федерации по факту демонтажа немецкой самоходной артиллерийской установки „штурнгешуц“».

Мемориал «Взрыв» построили на том самом месте, где в 41 году героически погибли 11 саперов из дивизии генерал-майора Панфилова. На красноармейцев наступала фашистская пехота. Ее поддерживали 20 самоходно-артиллерийских установок «Штурмгешутс 3» или проще штуга. Семь из них саперам удалось подорвать, правда, ценой собственных жизней. В 81-ом этот подвиг решили увековечить. Найденный в болоте «Штуг» стал основой композиции. Мина разрывает фашистскую бронемашину на части. Теперь на части разрывают бизнесмена Бушмакова, компьютеры в его фирме уже изъяли.

Алексей Бондаренко
, Волоколамская городская прокуратура: «Была проведена историко-культурная экспертиза, по оценке эксперта по культурным ценностям, министерство культуры Российской Федерации представленное на экспертизу штурмовое орудие является новоделом».

Есть в этом что-то парадоксальное. До реставрации самоходка обладала исторической ценностью, но из обывателей ее мало кто ценил. Мемориал напоминал развалины. Архитектурный комплекс из места скорби превратился в отхожее место. После реставрации у танка появились свежие цветы, но, выходит, пропала историческая ценность. То есть памятник стал не только лучше, но и хуже. Вот такая вот штука. Столичный бизнесмен Сергей в строительном бизнесе уже 20 лет. Отремонтировать гранитные элементы мемориала он предлагал за миллион рублей, а теперь обижается на земляка: мол, и подработки лишил, и танк украл. Экспертизу Сергей не проводил, и внутрь штуги не заглядывал, но говорит уверенно: он стоял здесь 20 лет и простоял бы еще 20.

Реставратор Александр Фомичев из Музея техники Вадима Задорожного приехал лично посмотреть на теперь уже скандально известную штугу. Недовольство местных жителей и подозрения полиции вызывают у него только недоумение.

Александр Фомичёв
, реставратор военной техники: «Все то же самое. Тот же самый технический объект».

Понять, были в танке ценные внутренности или нет, сейчас уже невозможно. Бушмаков утверждает, что самоходка была пустой. Да только кто теперь ему поверит? Меж тем, фирма Дмитрия простаивает без компьютеров, а значит, без дела, теряя клиентов и доходы. Как ни крути, а эта попытка меценатства обойдется ему куда дороже трех миллионов рублей.

Читайте также