Посткоронавирусный сезон: как работают театры в новых условиях

07.09.2020, 09:59

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Театры по всей стране открывают новый посткоронавирусный сезон. Актеры, музыканты, режиссеры пережили антракт длиною почти в полгода. Репетиции и сборы труппы проходили дистанционно. Но даже в таких условиях театрам удалось обновить репертуар, а некоторым — снизить цены на билеты.

Как и во все времена, маска остается символом тетра. Только если у общеизвестного символа главный признак — широко открытый рот, то теперь он должен быть широко закрыт, иначе в театр не пустят. И это не единственное новшество.

Юрий Кравец, директор театра «Et Cetera»: «Рассадка не через кресло, потому что люди приходят вдвоем, втроем, впятером, но мы же в курсе, какие билеты мы продаем, поэтому вокруг мы места не продаем, делаем социальную дистанцию».

В музыкальных залах половина мест отписана призракам оперы или ангелам акустики. В драматических — к зрителям подсадили ненавязчивых соседей — манекенов. Все это, конечно, креативно, но вирус съел не только ползала, но и полкассы. Грандиозные постановки с десятками актеров, которые раньше собирали аншлаг, теперь убыточны. С середины сентября залы разрешат наполнять на 70 процентов. Кроме того, многим театрам потери частично компенсируют из бюджета. Так что зритель в накладе не будет. Более того, многие театры решили даже снизить цены на билеты — в их числе Большой театр, «Et Cetera», Театр наций.

Евгений Миронов, художественный руководитель Государственного театра наций: «У нас театр востребованный. И мы иногда ставим достаточно высокие цены, потому что есть перекупщики, закон еще не работает, и мы вынуждены с ними как-то бороться. Но сейчас мы идем на то, что мы снижаем цены, мы понимаем , что способность зрителей платить уменьшилась».

Социальную дистанцию рекомендовано было соблюдать и артистам.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»: «Запрет массовых сцен для музыкального театра равносилен закрытию театра. Наше искусство все строится на массовых сценах. Поэтому мы все озадачились».

Некоторые театры (Мариинский, например) на концертах заменили оркестры фонограммой. Обычно музыканты подстраиваются под артистов балета, а тут артистам пришлось спешить за фонограммой. После долгих дискуссий театров с Роспотребнадзором сошлись на том, что оркестр станет более камерным, а массовые сцены останутся.

Вернувшись в театры, артисты приняли новые условия.

Марина Калинина, заслуженная артистка России: «Мы должны и обязаны сидеть в масках, репетировать в масках. Конечно, это трудности. Держать дистанцию с партнерами — это тоже не очень приятно, потому что какие-то сцены объятий тяжело даются, потому что нет тактильного ощущения».

Пять месяцев без живого зрителя и сцены не помешали театрам подготовить премьеры. Они должны были состояться весной, но в этом году все необычно. Вот и билеты продают максимум на два месяца вперед — не забылось еще, как в апреле театры массово возвращали деньги за тысячи проданных билетов.

Читайте также