Бумажные войны

02.10.2011, 20:25

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Как изводят россиян короли документооборота, и на чей карман работает «справочный бизнес»? Что меняется в системе оказания госуслуг, и сдадут ли без боя бюрократы свою кормушку?

То, что с федеральным уровнем уже сегодня более-менее ясно — уже получены заверения, что, например, загранпаспорт можно будет оформить всего-то за пару-тройку дней, а миллиардная экономия в целом, как и для граждан, так и для государства, прикинута — с муниципальным и региональным до лета 2012-го все пока в проекте.

А ведь от системы оказания госуслуг надо бы еще отстегнуть, а лучше бы без всяких церемоний похоронить «справочный бизнес», который годами крепчал и жирел на почве, с одной стороны культивируемой бюрократической машиной, с другой, увы, нами самими вольно или невольно подогреваемой.

Корреспондент НТВ Роман Соболь исследовал подводные камни и выслушал истории тех, кто стал жертвами королей документооборота.

Дочь Сергея Щелакова: «Очень жаль, что папа не дожил до благодарности государства. Очень обидно».

Сергей Щелаков прошел две войны — финскую и Великую Отечественную, и немецкий концлагерь. Когда ветеранам начали давать квартиры, он тоже взялся собирать документы: тесно жить впятером на 40 квадратах. Но хождение по инстанциям — дело не простое. Пришлось собрать больше 50 всевозможных бумажек и наконец Щелакова поставили в очередь, но почему-то не в ветеранскую, а в обычную. Сергей Гаврилович посчитал, что квартиру он получит через 15 лет, когда ему исполнится 107. Ветеран слег в больницу и умер. Вот здесь чиновники отреагировали мгновенно — не на жизнь, а на смерть.

Светлана Зяблицкая, начальник отдела по учету жилья администрации Ленинского района: «Подаем сведения, и квартира на него не выделяется уже, то есть наша задача — оперативно сообщить, чтобы не было распределении жилья для него».
Корреспондент: «Нет, человека — нет проблем, да?»

В Екатеринбурге это не первый случай, когда ветеран до новоселья не дожил. Беготня по кабинетам здоровья не прибавляет. По официальной статистке, каждый год за теми или иными справками в госструктуры обращаются свыше 80 миллионов человек. Получить нужный документ с первой попытки почти невозможно. В масштабах страны потери времени колоссальные — до полумиллиарда обращений в чиновничьи кабинеты ежегодно.

Но отныне при обращении в федеральные структуры человеку не придется в роли курьера бегать по инстанциям, перенося различные справки из пункта А в пункт Б. Всю информацию чиновники должны запрашивать друг у друга самостоятельно. Да и само количество справок сократится.

Олег Фомичёв, заместитель министра экономического развития РФ: «В ряде случаев выяснилось, что те документы, которые они раньше должны были требовать с граждан, по большому счету, этим госорганам не нужны. Особенно когда они узнали, что им теперь самим придется соответствующие документы получать».

Первыми существенное облегчение должны почувствовать предприниматели. Раньше, чтобы открыть свое дело, например, частную школу, надо было получить пять разрешений: от налоговой и МЧС до медико-биологического агентства. Теперь достаточно обратиться в Рособрнадзор, и он проведет все согласования. Необходимые документы будут получены из Единой межведомственной базы данных. В будущем такие информационные порталы помогут собрать документы и для продажи квартиры, и для покупки сада-огорода.

Сергей Сапельников, заместитель руководителя Росреестра: «Вы вот хотите купить земельный участок и не знаете, что его окружает, какие земли, с каким режимом использования, кто у вас соседи будущие, потенциальные».

Как пригодилась бы эта информация бывшим работникам колхоза «Победа». Когда коллективное хозяйство развалилось, крестьяне поделили землю и решили оформить ее в собственность. С тех пор прошло 12 лет, столько всякой макулатуры собрано — безрезультатно.

Михаил Юрасов, дольщик: «Здесь и судебные отписки, и протоколы из налоговой. Я проходил всю процедуру выдела по многу раз».

А пока Михаила гоняли из кабинета в кабинет, у земли, которая кормила его и еще 500 крестьян, появился новый хозяин и уже оттяпал самые лучшие наделы. С большим удивлением бывшие колхозники узнали, что эта земля им больше не принадлежит. Все зарегистрировано на людей пришлых, а скорее всего подставных. И место выбрано не случайно — как раз вдоль нового шоссе. Земля сельхозназначения стоит недорого. Другое дело — участок возле федеральной трассы, где можно заправку поставить или кафе. Настоящее золотое дно.

Как так? Они столько мучились, то эта бумага неправильная, то другая, чиновники к каждой запятой придирались, и вдруг кто-то со стороны легко и быстро переписал колхозные поля на себя.

Галина Давыдова представитель дольщиков: «Это может быть из-за того, что здесь присутствуют какие-то люди с очень большими деньгами, я так думаю. И, может быть, из-за того, что чиновники предпочитают работать с теми, кто им больше платит».

Чтобы бюрократическая машина вертелась быстрее, ее надо подмазывать. Эта мысль прочно укоренилась в сознании россиян. Из уст в уста передаются страшилки о том, как много времени надо стоять в очередях, чтобы получить любую бумажку.

Григорий Кертман, руководитель аналитического отдела фонда «Общественное мнение»: «Благоприятная среда для коррупции, это запутанные правила, так сказать, произвол чиновника, право чиновника принимать решение, которое, в принципе, можно было бы формализовать или вообще какие-то функции отнять у чиновника».

Бумажные пирамиды выстраивались веками. Чиновники придумывали новые согласования, новые справки. Огромный поток информации, зажатой в бутылочное горлышко. Хочешь пройти без очереди — плати.

Иосиф Дискин, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества: «Вокруг каждой структуры появились прикормленные структуры, и ты не можешь получить разрешительную бумажку, если ты не обращаешься в определенные фирмы. Но ради этого электронный документооборот и создан, чтобы подрубить под корень этот сомнительный, прямо говоря, коррупционный бизнес».

Типичная история: продается гараж, продавец и покупатель идут к нотариусу оформить сделку. Тот заявляет сразу: документов у вас маловато, нужна еще целая куча справок.

Юрист: «Это трудная процедура, в БТИ идет регистрация, каждая занимает по две недели нормативно».

И тут же предлагает услуги посредника, который может взять на себя нудную работу по собиранию справок.

Юрист: «Он делает очень хорошо, он специалист своего дела, отставник регистрационной службы, разбирает нюансы бумажной бюрократии, знает, как и что написать».

Услуги регистратора — 10 тысяч, столько же нотариусу. На круг — 20 тысяч рублей. О том, что сделку можно заключить в простой письменной форме, самим сходить в регистрационную палату, где, по большому счету, потребуются лишь паспорта и свидетельство о праве собственности, нотариус тактично умолчал.

По запросу «БТИ, помощь» «Яндекс» выдает 2 миллиона ссылок. Сколько разных посредников кормится за счет нашей правовой безграмотности? Многомиллиардный бизнес. Исчезнут посредники не скоро, даже если заработают упрощенные правила бумажного оборота. Базы данных, интернет-услуги доступны не всем.

Александр Стешин, начальник управления информационных технологий и ресурсов: «Необходимо опять же помнить про то самое цифровое неравенство, про то, что несмотря на то, что у нас компьютерные технологии становятся все более развиты, существует некий пласт людей, у которых все равно нет компьютера».

Для людей пожилых планируется организовать «горячие телефонные линии», чтобы объяснять, где и как можно будет получить заветную справку. Впрочем, на первых порах сюда будут звонить и многие технически подкованные люди. Базы данных, каналы связи с госучреждениями пока отлажены плохо. Человек, например, давным-давно продал квартиру, а квитанции с требованием заплатить налог на имущество все равно приходят каждый год. Но и это — полбеды.

Иосиф Дискин, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества: «В тот момент, когда будет это оцифровываться, появится много соблазна и искушений для того, чтобы вместо подлинных бумаг появились другие, а потом приходят рейдеры и говорят: „А вот в электронке записано, что это наше, а вовсе не ваше“. И как вы тут докажете? Потому что бумажек тех, которые были, их уже нет».

Защита информации — больной вопрос. Опять же кто-то должен научить самих чиновников пользоваться всеми этими базами данных. На первых этапах страшная неразбериха весьма вероятна.

Пока обмен электронными справками запущен в федеральных структурах — таких, как ФМС или МВД. Но к 1 июля следующего года по этой схеме начнут работать все региональные госучреждения. Вот тогда-то линии связи точно раскалятся докрасна.