Немцы задумались, стоит ли верить дорожникам

01.10.2011, 19:59

Видео программы «Сегодня»

Немецкие власти проводят эксперимент — привлекают к дорожному строительству частных инвесторов. И теперь подозревают их во всех тяжких.

К тому, что в России дороги — это больная тема, мы уже привыкли, а вот новость о схожих проблемах в Германии — стране, задающей дорожную моду — выглядит если не сенсационно, то уж точно неожиданно. Немецкие власти решили впервые привлечь к строительству знаменитых автобанов частных инвесторов.

По свидетельству корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга, те подошли к задаче креативно, но не обошлось и без скандала.

Знали бы московские дорожники, отчего болит голова у берлинских, так, наверное, заболел бы живот — от смеха.

Уве Шмидт, сенат Берлина по развитию города: «У нас тут маленькая, вроде бы, проблема — на дороге образовались ямки глубиной в 3 сантиметра 50 миллиметров. Выходит, автобану угрожает опасность разрушения!»

А дорожной казне — истощение. Немецкие дороги, восхищающие весь мир (чего не скажешь о российских), как и российские, остаются одними из последними в Европе совершенно бесплатными для автолюбителей. Но в том числе и поэтому государству с каждым годом оказывается все труднее найти средство на ремонт старых и строительство новых автобанов. И где искать деньги? Ответ у чиновников прост — у частных инвесторов. Но здесь возникает другой вопрос — где гарантии, что в частных лавочках казенные деньги просто не разворуют?

Отступать, уверены власти, все равно уже поздно. Так что, вперед, к первой частной дорожной стройке! Если бы на месте бизнесменов-строителей в этом ряду было лишь государство, ждать ремонта забитой дороги из Штутгарта в Мюнхен пришлось бы еще восемь лет. Частный инвестор за рекордные полтора года отстроил первые 100 километров. Инвестиции, правда, оказались такими же длинными, как и дорога. О прибыли возможно будет говорить не ранее чем через пять лет.

Пауль Лихтенфельд, глава государственной дирекции по строительству автобанов в южной Баварии: «Всю стройку оплачивает сам инвестор. Государство же не расплачивается с ним напрямую, а лишь передает в будущем право на сбор пошлин с грузовиков, которые будут ездить по этому автобану».

Питер Тееув, технический директор компании по строительству автобанов «А+»: «Мы же за счет этих пошлин сначала рассчитаемся с банками-кредиторами, а затем часть денег вложим в обслуживание дороги. За него отвечаем тоже мы».

При этом сам автобан остается за государством. Все последующие 30 лет оно будет инспектировать построенную частниками дорогу и прилегающую инфраструктуру. Если что — ремонт за их же счет, так что самим же выгодней сразу не халтурить.

Питер Тееув: «Государство обязывает нас, к примеру, скашивать всю траву вдоль автотрассы. А мы подумали, что коровы сделают это за нас бесплатно — дополнительная экономия».

Сэкономить, но не на качестве — вот отличие частных строителей от обычных коммунальщиков. Помимо шотландских бычков они загодя закупили немецкую спецтехнику и российские «Нивы». Но в целом, говорят, судите сами: по качеству их хайвей превзошел соседние автобаны. Однако целая армия критиков возражает: по качеству, да, а по количеству взяток, розданных на тендерах?

Антон Хофрайтер, председатель комитета по транспорту Бундестага: «Беда в том, что такие частно-государственные проекты крайне непрозрачны. Доступ к договорам и указанным там цифрам имеют лишь депутаты нашего комитета. Однако и они не вправе их разглашать. Вот и счетная палата Германии требует, чтобы в будущем сделки были более транспарентными».

Если копнуть чуть глубже, проступает и впрямь почти российская действительность. Так, например, экономическую экспертизу, обосновавшую необходимость частной стройки, проводило бюро, чьи сотрудники в прошлом сами работали в фирме, которая выиграла право на ремонт этого автобана. Та же фирма до этого финансировала и другие работы экспертного бюро.

Чиновники прокола не отрицают, но уверяют: при казенном дорожном строительстве, где заказов и тендеров не один, как здесь, а десятки, уберечься от взяток было бы еще сложнее. Уже отрадно хотя бы то, что при таком раскладе построить плохо точно не удастся. Так что водители на этом автобане еще много лет не заметят ни единой ямки.

Читайте также