Выходцы из Африки облюбовали Люберцы

25.09.2011, 22:16

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

С какими целями едут в Россию мигранты с черного континента и кому создают проблемы? За что одни попадают в криминальные сводки, а другие — в органы власти?

Федеральная миграционная служба отчиталась на минувшей неделе: в текущем году за нарушение соответствующего законодательства из страны выдворено более 15 тысяч иностранцев. Штрафов наложено на 4 миллиарда рублей.

Утверждать, впрочем, что порядка в данной области после принятых мер стало больше, было бы вопиющим допущением. Установить, в частности, количество мигрантов с черного континента до сих пор возможным не представляется. А в районах компактного проживания нет-нет, да и вспыхнет конфликт с местным населением. Кто бы мог подумать, что облюбуют, например, гремевшие в 90-е на всю страну подмосковные Люберцы.

Корреспондент НТВ Сергей Холошевский, изучая проблему, выяснил немало любопытных деталей.

Этому парню родом из Бенина рады на каждой воронежской свадьбе — гитара и пронзительный голос с акцентом творят чудеса.

Местный житель: «Вот, пожалуйста, нормальный африканец. У меня на свадьбе играл».

В подмосковных Люберцах народ настроен по-другому. В только что построенном микрорайоне Красная горка африканцев, которые тут снимают квартиры, мягко говорят, недолюбливают.

Местная жительница: «На милицию они набрасываются. Вот участковый приходил, они его недавно расцарапали».

Девушка: «В таких огромных шапках, такие огромные толстые мамочки в одеяниях. Я словами не объясню все свое возмущение, но я ничего подобного не видела. Проституция процветает. Они дерутся, они бьются, они пристают постоянно».

Сколько на самом деле здесь живет африканцев, посчитать действительно сложно. Они то приезжают, то уезжают.

Типичный район подмосковных новостроек — панельные дома и ни одного дерева. Почему выходцы из Африки облюбовали именно Люберцы, так и осталось загадкой. Местный пейзаж вряд ли напоминает им африканскую саванну.

Вообще-то Люберцы — город с традициями. Еще с перестроечных времен, когда крепкие парни в спортивных костюмах наводили порядок в столице. Теперь им приходится разбираться с соседями.

Местный житель: «Двое пьяных негров наехали на двоих наших русских парней. Конечно, неприятно то, что такие люди здесь живут».

Реакция чернокожих гостей на проверку документов обычно бурная, сопровождается непереводимой игрой слов. Вообще паспорта темнокожих гостей легко теряются. И, как говорят знающие люди, так же легко восстанавливаются в посольствах африканских государств.

Впрочем, как заметили в Федеральной миграционной службе, именно эти 30 африканцев из 30 000 других мигрантов, приезжающих каждый год в Люберцы, — капля в море более глобальных проблем.

Если судить по полицейским сводкам, африканцы в России зачастую занимаются торговлей наркотиками, проституцией или мошенничеством. Например, превращают с помощью колдовства вуду и обычного утюга 200 долларов в 600. Позже мошенники уверяли полицейских, что так решили пошутить. Но российский Уголовный кодекс шутку камерунцев не оценил.

На этом фоне люберецкие африканцы кажутся примерными квартиросъемщиками.

Олег Молодиевский, начальник Управления федеральной миграционной служюы РФ по Московской области: «Мы обнаружили порядка 30 человек, проживающих в этих квартирах. У процентов 80 граждан документы соответствуют тем нормам, которые сегодня законом определяются для проживания в Российской Федерации. И независимо, он африканец, там, прибыл из Алжира, из арабской стран, или европейской, закон для всех одинаково писан».

По всей видимости, бытовой конфликт в Люберцах возник не из-за того, что здесь чересчур много африканцев, а из-за того, что они слишком шумные и бросаются в глаза больше. Работы у них нет, жилье в Москве дорогое, поэтому они и выбирают ближайшее Подмосковье.

Уроженец Камеруна Фокам Донан рассказывает, что проблема с жильем — это еще полбеды.

Фокам Донан: «„Случаев расизма полно, хоть на улице, хоть в метро. Русские не очень любят людей с другим цветом кожи“.

Уэйбо Джон Кевин: 2Мы все человеки, да, мы одинаковые».

Типичная история африканца в России — приехал на учебу, на родине началась гражданская война, из университета отчислили, домой возвращаться опасно. За помощью африканцы обычно обращаются в благотворительные фонды. Если повезет, то им помогут получить и статус беженца.

Елена Буртина, представитель благотворительной организации «Гражданское содействие»: «Они здесь существуют, они есть, им деваться некуда. Но они находятся на нелегальном положении».

Другой вариант — в Россию приезжают как в некий транзитный пункт на пути в Европу или Канаду. Но потом деньги заканчиваются и приходится искать работу. Шансы найти ее для чернокожего гостя в Москве, если у него нет официального статуса мигранта, минимальны.

Елена Буртина: «Их не воспринимают как совсем людей. Что вот можно человека взять на работу, как-то любого там другого человека — в голову такое не приходит».

В Псковской области ровному отношению к людям с другим цветом кожи учат на уроках толерантности. Благо за примером ходить далеко не надо. В конце 90-х сюда, спасаясь от войны в Руанде, приехали несколько африканских семей, да так и остались.

Русские научили африканцев солить огурцы, спасаться от холода и собирать картошку.

Хамениимана Эпифани: «Меня спрашивают, ты откуда. Я откуда? Из Псковской области».

Местные жители к африканцам уже привыкли, правда пока не определились с терминами.

— Ну, как правильно? Негры или афророссияне?
— Ну, я не знаю, мы их называем неграми. Как оно правильно, мы не знаем.

В Тверской области такой проблемы нет. Жан Грегуар Сагбо живет в поселке Новозавидово уже 20 лет и местные жители выбрали его депутатом. Теперь афророссиянин пытается приучить обычных россиян к порядку.

Но отучить молодежь от пива пока не удалось. Зато, похоже, сбывается другая мечта депутата — построить в поселке первую пешеходную дорожку.

Жан Грегуар Сагбо, депутат поселкового совета: «Можно жить не в грязи, а в чистоте. Здесь скамейки будут. Очень красиво. Да, все непонятно пока. Все сейчас ругают, но пока надо ждать. А когда закончат, будет просто шик».

Другими словами, жить в мире и согласии с выходцами из Африки русские могут. Правда при том условии, если и сами африканцы полюбят Россию.

Читайте также