Умирающая Овсянка надеется на чудо

22.09.2011, 14:47

Видео программы «Сегодня»

Поклонники Виктора Астафьева опасаются, что дом, где писатель провел детство, постигнет печальная участь.

В знаменитой Овсянке, на малой родине писателя Виктора Астафьева, началась подготовка к празднику — 340 лет со дня основания деревни. Настроение жителей далеко нерадостное. Овсянку за ее близкое к Красноярску расположение полюбили бизнесмены, и село вот-вот повторит судьбу описанных классиком умирающих деревень.

На этом месте может появиться очередной коттеджный поселок. В следующем году, если не случится чудо, будет еще одна дата — 15 лет с тех пор, как проект воссоздания исторического центра Овсянки положили в стол.

Репортаж корреспондента НТВ Сергея Сыркина.

Группа китайских художников приехала в село Овсянка за деревенской натурой. Но теперь разглядеть старинные избы между заборами новых особняков не так просто. Перед юбилеем деревни (340 лет собираются отмечать на днях) село превратилось в дачный поселок для состоятельных горожан. И глаз художников такая сельская новь совсем не радует.

Художник: «Ну, что новые богатые дома рисовать, они плохо будут выглядеть на картине».

Бизнесмены выбирают Овсянку за прекрасный вид на горы и недолгий путь до Красноярска — всего 15 минут. Новый особняк растет уже и впритык к дому писателя Виктора Астафьева.

Галина Краснобровкина, сестра Виктора Астафьева: «У него денег не хватает. Сколько было денег, он строил, потом он заболел. А сейчас вообще все остановилось. Просили продать, он отказался».

Двоюродная сестра Виктора Астафьева следит за домом брата и принимает туристов. Говорит, писатель любил сидеть у окна, подслушивая разговоры местных. Те, кто теперь строит здесь дачи, появляются редко. В деревне стало тихо.

Галина Краснобровкина: «Конечно, надо, чтобы деревня была деревней. Мечтал об этом Виктор Петрович. Во всяком случае, от его дома и до речки здесь вроде как и не разрешают строить».

Единственный пример, когда человек вспомнил, что он строит домик в деревне. Вообще же большой художественной ценностью избы нового века не отличаются, все довольно стандартно: кирпич, сайдинг, сейфовая дверь да незатейливый бетонный заборчик. Будет ли кто-то лет через 200–300 смотреть на такой дом с интересом — большой вопрос.

В сельской библиотеке хранится проект воссоздания исторического центра Овсянки. Еще в 97-м группа архитекторов выступила с инициативой законодательно запретить строительство в центральном квартале, вокруг срубов уложить деревянные настилы для туристов, а единственным высотным зданием сделать эту самую библиотеку.

Власти внимания на проект не обратили, и сейчас с балконов удобно заглядывать в окна уже жилых коттеджей и наблюдать, как исчезает усадьба с двухвековой историей.

Надежда Артамонова, библиотека-музей В. П. Астафьева: «Например, банька, строительство которой датировалось XVII веком. Так эту баньку уже снесли и поставили современную баню. В совсем скором времени самая старая изба в нашем селе тоже будет сломана».

В доме писателя время замерло. Рабочий стол, исчерканный календарь, вязаные половички. Все как при жизни Астафьева, кроме одного: вид из окна уже вряд ли кого-то вдохновит.

Читайте также