Владимир Меньшов выступил резко против выдвижения третьей части трилогии «Утомленные солнцем» под названием «Цитадель» на премию американской Киноакадемии.
Режисеры не поделили «Оскар». Конфликт в российском киномире разгорелся после того, как отечественный Оскаровский комитет выдвинул кандидатом фильм «Цитадель» Никиты Михалкова. Владимир Меньшов, председатель того самого комитета, чье решение теперь называют странным, призвал Михалкова смирить гордыню.
За развитием конфликта следила корреспондент НТВ Яна Леонтьева.
Когда во всеуслышание было объявлено, что Михалков снова собрался побороться за «Оскар», поначалу это, кажется, мало кого удивило. Ведь он такой заслуженный, хоть и неоднозначный. Тем более сразить наповал американскую киноакадемию Никите Сергеевичу уже удавалось, когда он получал «Оскара», первого после СССР, за своих первых «Утомленных солнцем».
Фильм «Цитадель» это завершающая часть этой трилогии. Комдив Котов возвращается в старый дом, где уже все изменилось, и продолжает сражаться. На сей раз за восстановление собственной чести.
Выйдя на большой экран 5 мая, эта картина стала заметным киноявлением. Она с треском провалилась в прокате и была скептически воспринята критиками. Но сам Михалков продолжал все это время говорить о важности и значимости этого фильма. И блог ему был в помощь.
Никита Михалков, режиссер: «Это так или иначе сохранение того, что называлось „большой стиль“ в нашем кинематографе. Но большой стиль это не синоним больших заработков».
Пять из восьми членов российского оскаровского комитета так и посчитали: «Цитадель» самая достойная картина. Но председатель комитета Владимир Меньшов отказался подписывать протокол заседания и разразился скандал.
Владимир Меньшов, председатель Российского оскаровского комитета: «Я просто заявляю свое несогласие с решением комиссии, я не подписал протокол».
Сегодня с самого утра весь Интернет только и обсуждает, как поссорились, вернее будет сказать не сошлись во вкусах, Никита Сергеевич и Владимир Валентинович, признанные мастера, в разное время удостоенные премии «Оскар». Вначале Меньшов обвинил Михалкова в отсутствии скромности Никита Сергеевич выдвинул «Цитадель» на суд российской оскаровской комиссии сам.
Владимир Меньшов: «Еще одна проблема заключается в том, что это всего лишь одна часть из трех. А их ведь надо ж смотреть, потому что понять лишь третью часть без контекста невозможно! Надо ж посмотреть если не первых „Утомленных солнцем“, то хотя бы „Предстояние“».
После Меньшов и вовсе откровенно заявил, что были и более достойные картины. Российская комиссия отсеяла «Фауста» Сокурова, уже не просто нашумевшего победившего на фестивале в Венеции, и фильм Звягинцева «Елена», обласканного вниманием в Каннах и получившего там спецприз.
Когда в дискуссию включился сам Кончаловский, все было подумали, что это не просто раскол в российской оскаровской комиссии, а разлад в благородном семействе. Но оказалось, брат Никиты Михалкова Андрей просто не захотел марать свое имя в споре, к которому он не имеет никакого отношения.
Андрей Кончаловский, режиссер: «Я уже давно вышел из комитета по „Оскарам“, хотя в прессе опять печатают. Это меня очень расстраивает».
Когда «Цитадель» назвали самой достойной американской кинокритики картиной, министр культуры Авдеев поспешил с поздравлениями. На лентах информагентств работу Михалкова он сперва назвал явлением в нашей культуре. А потом, в разгар спора, забрал свои слова обратно. На всякий случай.
Чем закончится этот высокохудожественный скандал, пока неясно. Его инициатор Владимир Меньшов
Читайте также
- Михалков рассказал о евразийском аналоге «Оскара»
- Фильм Михалкова «Солнечный удар» не вошел в
шорт-лист премии «Оскар» - Михалков оценил шансы «Солнечного удара» на «Оскар»
- «Солнечный удар» Михалкова выдвинули на «Оскар» от России
- Михалков на «Оскар» может не рассчитывать
- Учитель меняет «Цитадель» на «Фауста»