Судьбой «Ленфильма» вершат политики

16.09.2011, 19:50

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Минувшая неделя прошла в эйфории по поводу победы «Фауста» на Венецианском кинофестивале. И триумф Сокурова вновь закручивает интригу вокруг старейшей киностудии страны.

Минувшая неделя прошла в эйфории по поводу победы «Фауста» на Венецианском кинофестивале. Получив «золотого льва», Александр Сокуров одним махом положил на лопатки всех своих недругов и недоброжелателей. Всех тех, кто мешал проектам мастера, кто лишал финансирования, кто задействовал мощный пропагандистский ресурс для дискредитации творчества Сокурова.

Венеция к триумфу Сокурова готовилась давно. Он «разогрел» жюри своей «Блокадной книгой» и довел до восторга «Фаустом» — четвертым фильмом тетралогии о природе власти. Это бальзам на душу Владимиру Путину.

Во-первых, он на стартапе помог с финансированием. Во-вторых, фильм сделан на немецком языке, не чуждом российскому премьеру. В-третьих, «Фауст» как никто другой из сокуровских героев наиболее понятен Путину.

Победа Сокурова в Венеции, как ни странно, закручивает интригу вокруг «Ленфильма». Написанное несколько недель назад письмо выдающихся режиссеров в защиту студии обсуждалось в начале сентября в Череповце на встрече Путина с «единороссами».

Владимир Путин, премьер-министр России: «„Ленфильм“, действительно, одно из старейших предприятий отрасли, тоже очень уважаемое и с большим опытом, с хорошими традициями. К сожалению, в последние годы работает в убыток, если говорить просто об этом как о предприятии. Какая там возникла идея? Не продать его, а объединить с другим профильным предприятием, но это частное предприятие.

Предварительно предложение было таким: чтобы сохранить за государством при объединении не менее 25 процентов акций плюс одна акция. С тем чтобы сохранить профиль деятельности предприятия. Если честно сказать, мне самому жалко. Я вам говорю совершенно откровенно. И нам нужно понять, что там будет происходить».

Александр Авдеев, министр культуры РФ: «Министерство культуры так же, как и Анастасия Мельникова, и наши кинематографисты озабочено ситуацией, потому что будет нанесен серьезный удар по производству национальных фильмов, если произойдет худшее на „Ленфильме“. Поэтому мы солидаризируемся с позицией наших кинематографистов».

Владимир Путин, премьер-министр РФ: «Вот как. А я даже и не знал об этом. Хорошо. Но давайте мы на следующей неделе соберемся у меня и на эту тему поговорим поподробнее. И пригласите, пожалуйста, авторов этого письма».

Один из авторов письма — Александр Сокуров. Он готов к встрече с премьером и в Венеции уже обозначил тему предстоящего разговора.

Александр Сокуров, режиссер, обладатель главной награды Венецианского кинофестиваля: «Я надеюсь на то, что нам при ближайшей встрече удастся решить проблему „Ленфильма“ и еще раз поговорить о той форме организации государственного участия в финансировании кино и культуры вообще. Я считаю, что сегодня сложившаяся форма никуда не годится.

И я полагаю, что наш премьер-министр сейчас в состоянии, внимательно изучив, посмотрев на то, как что происходит сейчас, какие-то вещи поменять. Это не так сложно. И в том числе то, что касается проката. Это самая больная тема у нас сейчас в России — прокат национального кино.

Мне трудно с уверенностью ответить на этот вопрос, поможет ли моя триумфальная победа что-либо решить в российском кинематографе. Потому что это все же мое кино, и я не ассоциирую себя с русским кино, с русской практикой в кино. Потому что я все же чужой человек в русском кино и в русской профессиональной среде я чужой. Я всегда так себя чувствовал и сейчас так себя чувствую.

Но, может быть, в конце концов, премьер-министр как государственный человек сможет почувствовать и понять этот вот мировой акцент и мировую силу кинематографа вообще как современного искусства. Я могу смело сказать, что там, где еще не был президент и премьер страны, я там был, я там много лет уже присутствую. Своими картинами, фильмами, конечно. Поэтому я думаю, что очень часто экспансия кинематографа, экспансия грамотного, цивилизованного и фундаментального кино сделает много больше, чем политика и дипломатия».

Читайте также