У КГБ были виды на премьера Великобритании

12.09.2011, 20:37

Видео программы «Сегодня»

Россия и Великобритания решили не впутывать дело Литвиненко в международные отношения.

Сегодня в Москву впервые после долгого перерыва приехал премьер-министр Великобритании. Предыдущий официальный визит, тогда главой кабинета был еще Тони Блэр, состоялся в июне 2005-го, до полониевого скандала, после которого Великобритания прекратила сотрудничество с российскими спецслужбами и ужесточила визовый режим.

Нынешний премьер Дэвид Кэмерон по итогам сегодняшних переговоров с Дмитрием Медведевым подтвердил: разногласия между Москвой и Лондоном с тех пор никуда не делись. Но это не повод вовсе замораживать отношения.

За визитом следил корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Еще до отъезда Кэмерона в Россию бывшие члены британского кабинета призывали его говорить с президентом Медведевым пожестче, напомнить ему об убийстве Литвиненко, о смерти Магнитского и о деле Ходорковского. Не лучший набор для налаживания отношений.

Сегодня Дмитрий Медведев принимал британского премьера в Кремле. Они уже встречались раньше на полях международных встреч и, казалось, прониклись друг к другу симпатией. Было ощущение, что их тяготит кризис, возникший еще до них.

Переговоры в Кремле прошли достаточно быстро. Дэвид Кэмерон и Дмитрий Медведев не стали, как это иногда бывает, дружески засиживаться в нарушении графика. Всем было интересно узнать, о чем же разговаривали лидеры двух стран после шестилетнего перерыва. К прессе Дмитрий Медведев и Дэвид Кэмерон вышли, о чем-то дружески беседуя без переводчика. Они обменивались шутками.

Оба старались не упоминать имени Александр Литвиненко — это за них сделали британские журналисты. Корреспондент ВВС спросил: «Как возможен визит в Москву, где власти укрывают подозреваемого в убийстве? И где британский бизнес подвергается атакам из-за коррупции». Это был жесткий вопрос, и Дмитрий Медведев жестко ответил.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Если мне память не изменяет, статья 61-я Российской Конституции прямо устанавливает, что российский гражданин не может быть экстрадирован или выдан иностранному государству для осуществления суда или следствия над ним. Никогда этого не будет, что бы ни произошло. И мы это должны с вами понимать и уважительно относиться к этому.

У нас тоже хватает всякого рода вопросов в отношении того, как исполняются те или иные решения, допустим, на территории Великобритании. Но мы же об этом не говорим. Поэтому мы, еще раз подчеркиваю, должны уважительно относиться к нашим правовым системам. И перед кем бы не ставился этот вопрос, ответ будет один: это невозможно».

Президент России напомнил, что Лондон укрывает многих россиян, выдачи которых добивается Москва, и упомянул, что и на Туманном Альбионе есть коррупция. Дэвид Кэмерон заявил, что идти вперед, несмотря на дело Литвиненко, это признак не отступления, а зрелости.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Это факт, что наши два правительства не согласны друг с другом по данному вопросу. И я никоим образом не пытаюсь это замять. Дело Литвиненко остается проблемой между Россией и Великобританией. И мы не сменили наши позиции по данному вопросу. А Россия не сменила своей.

Однако я не думаю, что мы должны полностью заморозить наши отношения. То, что нужно сделать двум зрелым и разумным странам, это попытаться посмотреть, можем ли мы выстроить отношения, которые были бы в наших взаимных интересах».

Один из вопросов был совсем удивительным: правда ли, что в 80-е годы Кэмерона пытался завербовать КГБ? Дмитрий Медведев выручил коллегу.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я уверен, что Дэвид был бы очень хорошим агентом КГБ. Но в этом случае он никогда не стал бы премьер-министром Великобритании».

Дэвид Кэмерон привел лишь один пример, как дело Литвиненко не позволяет развивать сотрудничество. Контакты спецслужб двух стран по-прежнему будут заморожены. В остальном Москва, вероятно, останется довольной. Лондон признал, что дело Литвиненко — само по себе, а двусторонние отношения — сами по себе.

Из Кремля Дэвид Кэмерон направился на встречу с премьер-министром России. С Владимиром Путиным никто из британского руководства не виделся последние шесть лет.

Читайте также