Литвиненко не встанет между Великобританией и Россией

12.09.2011, 17:16

Видео программы «Сегодня»

Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном.

Дмитрий Медведев и Дэвид Кэмерон сегодня констатировали преодоление многих сложностей в российско-британских отношениях. Это первый за последние шесть лет визит главы британского правительства в Москву.

Все это время общение между Великобританией и Россией значительно омрачало так называемое дело Литвиненко. Сегодня было заявлено, что стороны так и не пришли к компромиссу по этому вопросу. Тем не менее, оба государства заинтересованы в полноценном экономическом сотрудничестве и работе на международной арене.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов рассказал о переговорах, которые многие ждали и в Москве, и в Лондоне.

Безусловно, важен сам факт приезда британского премьера в Москву после шестилетнего перерыва. Сегодня Дэвид Кэмерон утром выступал перед аудиторией МГУ, затем возложил венок к могиле Неизвестного солдата. После этого провел переговоры с Дмитрием Медведевым в Кремле.

Еще до его отъезда из Лондона отставные британские политики советовали Дэвиду Кэмерону обязательно поднять на переговорах с Дмитрием Медведевым вопросы об убийстве Александра Литвиненко, о деле Магнитского и деле Ходорковского.

Не известно, поднимали ли политики все эти сложные темы в разговоре. Однако два лидера вышли к прессе в хорошем расположении духа. Было видно, что они легко разговаривают и шутят. Судя по всему, те добрые отношения, которые сложились между ними на полях международных саммитов, сохраняются и в Москве.

Сегодня и Медведев, и Кэмерон избегали упоминать имя Александра Литвиненко — за них это сделали британские журналисты. И корреспондент ВВС в довольно жесткой форме спросил, как вообще был возможен приезд Дэвида Кэмерона в Москву, если российские власти укрывают возможного убийцу Александра Литвиненко и если здесь притесняют британский бизнес.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Если мне память не изменяет, статья 61-я Российской Конституции прямо устанавливает, что российский гражданин не может быть экстрадирован или выдан иностранному государству для осуществления суда или следствия над ним. Никогда этого не будет, что бы ни произошло. И мы это должны с вами понимать и уважительно относиться к этому.

У нас тоже хватает всякого рода вопросов в отношении того, как исполняются те или иные решения, допустим, на территории Великобритании. Но мы же об этом не говорим. Поэтому мы, хочу еще раз подчеркнуть, должны уважительно относиться к нашим правовым системам. И перед кем бы ни ставился этот вопрос, ответ будет один: это невозможно».

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Это факт, что наши два правительства не согласны друг с другом по данному вопросу. И я никоим образом не пытаюсь это замять. Дело Литвиненко остается проблемой между Россией и Великобританией. И мы не сменили наши позиции по данному вопросу. А Россия не сменила свои.

Однако я не думаю, что мы должны полностью заморозить наши отношения. То, что нужно сделать двум зрелым и разумным странам, это попытаться посмотреть, можем ли мы выстроить отношения, которые были бы в наших взаимных интересах».

На сегодняшней пресс-конференции Дмитрий Медведев и Дэвид Кэмерон обозначили те сферы, взаимодействие в которых было бы возможно, если бы отношение Москвы и Лондона наладились. В частности, в политической области это взаимодействие в Северной Африке и на Ближнем Востоке, и например, по вопросу с Сирией. Здесь Россия хотела принять такую резолюцию, которая не была бы похожа на резолюцию по Ливии.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Российская сторона исходит из того, что по Сирии необходимо принять такую резолюцию, которая будет жесткой, но в то же время сбалансированной и адресованной двум частям Сирии, или скажем там, двум участникам сирийского конфликта: как официальным властям во главе с Башаром Асадом, так и оппозиции. И только в таком случае эта резолюция может иметь право на успех. Во-вторых, эта резолюция должна быть строгой. Но она не должна влечь автоматическое применение санкций, потому как уже сейчас в отношении Сирии уже применяется большое количество санкций».

В свою очередь британский премьер заявил, что Лондон вообще не рассматривает режим Асада как легитимный.

Сегодня были пописаны меморандумы о взаимопонимании между российской и британской сторонами в том, что касается превращения Москвы в международный финансовый центр. У Лондона в этой области богатый опыт. Что же касается модернизационного взаимодействия, в частности с центром «Сколково», то были подписаны соглашения между компанией Rolls-Royce и «Росатомом», компанией «РЖД» и британским министерством инвестиций.

Дэвид Кэмерон также пообещал России помощь при вступлении в ВТО. Однако глава британского правительства отметил, что если речь зайдет об антитеррористическом сотрудничестве, то скорее всего контакты между секретными службами двух стран не будут возобновлены, пока не разрешится ситуация с делом Литвиненко. И это, пожалуй, единственное препятствие, которое на пресс-конференции двух лидеров было обозначено, как неразрешимое.

Читайте также