Смерть на взлете

11.09.2011, 20:30

Видеосюжет: Вадим Фефилов (@vadimfefilov)
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Страна не может оправиться от страшного горя. При вылете из Ярославля разбился самолет с игроками, тренерами, администраторами команды «Локомотив».

Настоящим шоком для всей страны стала на минувшей неделе авиакатастрофа под Ярославлем. Погибли 43 человека, в том числе весь основной состав местного «Локомотива».

В одной из лучших российских хоккейных дружин были собраны и звезды мировой величины и талантливая молодежь — будущее национальной сборной.

Накануне проститься с командой пришли сто тысяч человек. Участие в траурной церемонии принял Владимир Путин. Ранее дань памяти погибших отдал Дмитрий Медведев, побывавший непосредственно на месте крушения.

Расследование обстоятельств трагедии продолжается. Несколько предварительно высказывавшихся версий, включая некачественное топливо, уже вроде бы отметены. Корреспондент НТВ Вадим Фефилов собрал имеющуюся информацию, а также кое-что новое выяснил.

Иерей Владимир, настоятель церкви Рождества Богородицы с. Туношна: «Взлетает буквально над храмом! Ну, сколько там, 400 метров всего лишь? Вот он шел точно так же шел».

Это обычная траектория взлета самолетов, проходит прямо над крестами церкви в ярославском селе Туношна. В округе всегда жили словно на аэродроме и привыкли буквально на слух воспринимать, все ли в порядке у экипажей в воздухе.

Иерей Владимир: «Он разваливается, раздается взрыв, и все эти предметы падают в воду и тут же гаснут, но разливается по воде керосин авиационный и вода начинает гореть, ну, как на войне».

Из 45 человек спастись удалось двоим — бортинженеру Александру Сизову и нападающему «Локомотива» Александру Галимову. Страшно обгоревшему хоккеисту помогли подоспевшие местные полицейские, они не смогли узнать звезду ярославского хоккея.

Олег Смирнов, Управление МВД по Ярославской области: «Когда уже в „скорую“ его отдавали, спросили фамилию. Он сказал: братишка, я Галимов».

У бывшего тренера молодежного «Локомотива» Петра Воробьёва погибли пятеро воспитанников. Он и сейчас их называет «своими малышами», виделся с ними накануне вылета в Минск.

Пётр Воробьёв, главный тренер хоккейной команды «Локомотив»: «Все были в боевом настроении, команда звездная, естественно, ни уныния никакого, ничего подобного. Я с малышами своими поговорил, они только приехали с „Турнира четырех“ из Подольска».

Его любимец Юрий Урычёв, выигравший в январе «золото» молодежного чемпионата мира, не должен был находиться в самолете, поскольку из-за серьезной травмы руки даже перчатку не мог надеть, но, видимо, решил поддержать команду и сел в самолет. А его друг Максим Зюзякин, напротив, был в списке команды на игру в Минске, но сам Воробьёв уговорил Брэда Макклимана, погибшего главного тренера, не брать с собой Зюзякина, сказал, что в первом матче в Минске вы его все равно не используете.

Максим Зюзякин, хоккеист «Локоматива»: «За несколько дней говорили с моим другом Юрой Урычёвым в форме шутки (может, она неудачная была), мол, если вдруг что-нибудь не так в самолете случится, подбежим друг к другу, попрощаемся. Посмеялись, что такого не может быть. Вот как бывает…»

Шокирующее известие пришло во время старта нового хоккейного сезона. Когда уфимский «Салават Юлаев» и подмосковный «Атлант» играли первый период, матч решили прервать.

Александр Медведев, президент КХЛ: «Сегодня произошло страшное горе. При вылете из Ярославля на матч с минским „Динамо“ разбился самолет с игроками тренерами, администраторами команды „Локомотив“».

Ярославский «Локо» вошел в историю отечественного хоккея еще в начале 2000-х, первым решившись пригласить тренера из-за рубежа. Под руководством Владимира Вуйтека команда дважды подряд выигрывала «золото» Российской хоккейной лиги.

Дмитрий Фёдоров, хоккейный комментатор: «Они — новаторы-первопроходцы во многих хоккейных сферах, в городе обожали свою команду, потому что это главный бренд Ярославля, это не преувеличение, это действительно так».

Тренер Пётр Воробьёв теперь впервые признается, что давно страдает аэрофобией.

Пётр Воробьев, главный тренер хоккейной команды «Локомотив»: «У меня давно страх. Вы знаете, что парк наших самолетов устаревший».

Услугами аэропорта, расположенного в 17 километрах от Ярославля, постоянно пользуются не только «Локомотив», но и футбольный клуб «Шинник», а также крупные фирмы и предприятия Ярославской, соседних Костромской и Ивановской областей. Это действительно немаленький аэродром. Длина взлетно-посадочной полосы в три километра позволяет принимать и отправлять даже тяжелые транспортные самолеты типа «Руслан».

Экипаж Як-42 должен был перед взлетом учесть и максимальный взлетный вес, и длину разбега, и ряд других параметров, но так или иначе такому типу самолетов на практике достаточно 1200 метров. Известно, что у чартера с командой «Локомотив» на борту дистанция для взлета была больше.

Обычно диспетчеры спрашивают у экипажей: вы будете взлетать от начала или сможете взлететь от такой-то рулежной дорожки? И получив утвердительный ответ дают свое добро. На языке специалистов это означает, что экипаж уверен, что ему достаточно этой сбалансированной взлетной дистанции.

Длины должно было хватить и для разгона, и для экстренного торможения. В среду 7 сентября в 16:00 Як-42 начал набирать скорость, а в 16:02 уже горел в речке, в нескольких километрах от ярославского аэродрома. Сейчас рассматриваются несколько версий: техническая неисправность, ошибки пилотов, системный сбой при подготовке машины на земле.

Недавнее видео с того же аэродрома запечатлело, как 13 августа нынешнего года грузовой Ил-76 вылетел из Ярославля в Норильск, но вскоре после взлета экипаж обнаружил падение уровня масла в одном из двигателей. Пришлось два часа кружить над Ярославской областью, чтобы сжечь топливо перед возможной жесткой посадкой. Тогда все обошлось .

Очевидец: «Ой, б**ть! Вы не видели самого главное, как его накренило на одну сторону».

Сейчас эксперты говорят, что система, отстроенная еще в советские времена, спустя десятилетия все чаще дает сбои. Нужны многомиллиардные вливания в модернизацию огромной аэродромной сети по всей стране.

Роман Гусаров, эксперт, главный редактор портала Avia.ru: «За один год ликвидировать это отставание, которое накопилось в течение 20 и более лет, к сожалению, невозможно. Если этого не будет сделано, мы получим те же самые результаты, мы будем ломать современные самолеты на старых взлетно-посадочных полосах».

Видео нынешнего крушения Як-42 — это съемки камер, установленных на радиомаяках. Самолет на огромной скорости сбивает камеру и через секунды упадет в реку.

Потерпевший крушение пассажирский Як-42Д был, как принято говорить в российских летных кругах, довольно свежим, выпуска 1993 года. Самолет был взят компанией «Як-сервис» в лизинг у космического Центра имени Хруничева. Периодическое техобслуживание последний раз Як-42 проходил 16 августа нынешнего года в Казани, но сертификат его летной годности заканчивался через три недели.

По свидетельству людей, вхожих в хоккейную кухню, это жесткий бизнес, нацеленный на победы и прибыль. Реалии таковы, что многие другие не бедные клубы пользуются услугами авиакомпаний с неважной репутацией.

Дмитрий Фёдоров: «Значительная часть бюджетов клубных идет на контракты, игроки сейчас стоят очень дорого. Если клуб хочет быть конкурентоспособным, он вкладывается в игроков. Я не верю в то, что в обозримом будущем, в два-три года, наши команды смогут летать на очень хороших и качественных самолетах. Это практически невозможно».

К компании «Як-сервис» было много замечаний и прежде. В 2009-м, например, Росавиация включила ее в топ самых ненадежных и небезопасных. А накануне инспекторы Ространснадзора, проводящие сейчас проверку всех самолетов типа Як-42, выявили, что в двигателе одного из самолетов авиакомпании «Як-сервис» установлен агрегат с истекшим сроком эксплуатации. Самолету запретили вылет из Турции в Москву.

Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», член Общественной палаты РФ: «У нас привыкли пенять на старые самолеты, но ведь сами самолеты редко являются причиной катастроф, даже если они старые. Надо посмотреть статистику, в систему входят аэродромы, летчики, система обучения летчиков, система контроля , система сертификации и так далее».

На церемонию прощания пришли не только ярославцы, приехали десятки тысяч людей из разных городов страны. Игроки и болельщики ЦСКА , «Спартака», «Атланта», «Торпедо», других клубов Континентальной хоккейной лиги, теперь уже бывшие ярые противники погибшей хоккейной команды.

У небольшой сельской церкви, что у ярославского аэродрома, эти траурные дни и ночи прихожанки, сменяя друг друга бьют в поминальную звонницу.

Читайте также