Побег из Кандагара: пережившие плен российские пилоты не хотят видеть друг друга

03.08.2020, 17:11

Видеосюжет: Алексей Поляков
Видео программы «Сегодня»

В небе над Афганистаном 25 лет назад истребители «Талибана» (запрещенная в РФ группировка) перехватили и принудили к посадке российский Ил-76. Семеро наших летчиков провели в плену целый год, не зная, оставят ли их в живых фанатики-талибы. История побега экипажа на собственном самолете даже легла в основу художественного фильма.

Самолет татарской компании «Аэростан», выполнявший чартерный рейс Тирана — Шарджа — Кабул, 3 августа перевозил оружие для афганских правительственных войск, но был перехвачен истребителями «Талибана» и совершил вынужденную посадку в Кандагаре. Среди патронов, которые не запрещены к авиаперевозке, талибы якобы нашли ящик со снарядами. Это был повод, а цель — использовать борт и пилотов то ли для получения выкупа, то ли в политических целях. Для семерых российских летчиков это стало началом унизительного плена, который продолжался больше года. Владимир Шарпатов — командир того рейса.

Владимир Шарпатов, летчик, герой РФ: «Всех заставили, во-первых, Коран изучить. Сказали: пока вы не выучите, вы не уедете отсюда».

Кандагарский Ил-76 до сих пор в строю. По меркам авиации, он уже в почтенном возрасте, сменил авиакомпанию, экипаж, раскраску, но былая слава все равно тянется за ним. Сейчас у этого борта есть имя: авиаторы называют его Кандагаром.

Владимир Кулёмин, инженер: «Когда ситуация такая подходит, то, конечно, я хвастаюсь. Для меня это гордость, что я работаю на этом самолете. Иногда, когда приходят встречающие в других странах, интересуются самолетом. Спрашиваю: вы смотрели фильм? Смотрели. Так вот, говорю, это он!»

Про плен и побег из Кандагара в 2010 году сняли фильм. Благодаря ему большинство россиян и узнало, что происходило в августе 95-го и 96-го. Летчики не зря относятся к своим самолетам, как к живым существам. Тот борт можно назвать полноценным восьмым участником побега, потому что именно замена так кстати лопнувшего колеса стала поводом для всего экипажа приехать на аэродром.

О том, что было дальше, сообщали и в кино, и в газетах. Конечно, многое в фильме — художественная выдумка. Но главного и выдумывать было не нужно, происходившее и правда напоминало боевик. Семеро летчиков уличили момент и угнали свой собственный самолет, связав охранников.

Владимир Шарпатов: «Я провел тренировку, как быстро связывать охранников. У нас веревки были заготовлены заранее. Когда в колхоз на уборочную посылали, мешок берешь, делаешь удавку, затягиваешь потом, потом усы заводишь. Все, быстро и надежно».

Дальше информации хватит на документальный фильм: как летели ниже радаров до Шарджи, как именно получили воздушный коридор, как их потом награждали в Москве медалями и званиями и как после этого награждения они ни разу больше вместе не встречались и не хотят.

Владимир Шарпатов: «Я от двух отказался, больше летать с ними не стал. С двумя еще летал. Но и то о некоторых пожалел. На 10-летие побега созвонились с членами экипажа, пообещали приехать. Пообещали там гостиницу самую лучшую, оплату билетов. Не приехали. Я один праздновал».

Почему так — тайна, которая останется в далеком Кандагаре, куда летчики отказывались летать, в отличие от самолета, который потом еще не раз приземлялся на знакомую полосу.

Читайте также