В Красноярске открылась необычная биеннале

05.09.2011, 16:15

Видео программы «Сегодня»

Организаторы биеннале современного искусства в Красноярске заглядывают в будущее.

Жители Красноярска, решившие в эти дни зайти в Музей Ленина, увидят, чем дышит современный художник. Там открылась биеннале современного искусства. Организаторы заглядывают в будущее, но не забывают славного прошлого, отмечая, что именно у этой выставки самая богатая в России история.

Корреспондент НТВ Сергей Сыркин осмотрел экспозицию.

Одинокий мужчина возле музейного центра моет асфальт водой из лужи. Если бы он не был современным художником, все бы решили: не в себе человек. Сам автор поясняет, что главное здесь — тряпки, это символ общества, и марает он их не случайно. Ведь говорить собирается о чистоте.

Хаим Сокол, художник: «Любая чистота, начиная от той же чистоты идеологической, политической, религиозной и заканчивая тем, что уборщиками у нас работают, как правило, самые бесправные люди — это гастарбайтеры».

Включить образное мышление здесь хочешь не хочешь, а придется. Этикетки с комментариями авторы не развешивают специально. Остается лишь догадываться, что, кроме коробки, объединяет сучок, тапок и дырку. И о чем говорит обгоревший гардероб.

Лидия Дягилева, краснодарский музейный центр: «Память о людях осталась. Люди же ушли, пришли на работу разделись, это их кабинки. И ушли как бы навсегда».

Выставлять работы новых художников в Красноярске пришло в голову молодому руководству Музея Ленина. Его достроили к началу 90-х, когда в таком статусе он был уже почти никому не нужен.

Здание музея Ленина оказалось как нельзя лучше подходит для современных художников, горячо любящих творить на почве соцреализма. Здесь все четыре этажа как один — памятник той эпохе. Правда, образ Ильича, встречаемый здесь, если уж не на каждом шагу, то на каждом этаже точно, авторов попросили к инсталляциям не привлекать.

Красноярская биеннале не только самая старая в России, но и самая далекая от центра страны. На этом старательно играют организаторы. Прошлое называлось «Даль», нынешнее — «Во глубине».

Сергей Ковалевский, красноярский музейный центр: «Собственно, это первые строки знаменитого пушкинского стихотворения, посвященного декабристам, которые как раз обитали какое-то время в Сибири. Но тема „Во глубине“ обладает еще очень важной спецификой, тем, что это в каком-то смысле очень глубокое место в России».

60 художников из России, Голландии, Израиля, Германии и Франции — сами как декабристы, которые в свое время начали просвещать жителей Сибири. Один из авторов повез современное искусство в тюрьму, где готовит инсталляцию вместе с заключенными. Разбитую камнем искусства серую действительность Петр Белый выставлял в Европе и США. Там поняли. В России принимают не очень.

Пётр Белый, художник: «В Америке современное искусство является государственной идеологией. А у нас государственная идеология была другой, как вы знаете. Здесь, в регионах, мы работаем именно с целью обучения зрителей».

Перед входом зрителей биеннале встречает сбитое из досок «будущее» — английское future собрали из остатков амбара художника Сурикова. Таким образом авторы просят, увлекаясь новым, все же не забывать о классике.

Читайте также