В школах уживаются хай-тек и традиции

02.09.2011, 21:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Чем современная школа отличается от школы родителей нынешних первоклассников, выяснял корреспондент НТВ.

На минувшей неделе в авральном порядке в асфальт закатывали остатки дорог и дворов, докрашивали фасады и вывозили мусор. Время «Ч»- 1 сентября, когда основные работы лета должны были быть завершены, наступило в четверг. С утра к школам сначала проплыли полицейские наряды, а потом белые бантики и букеты цветов.

Чем современная школа отличается от школы родителей нынешних первоклассников, выяснял корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Инновации в петербургской школе начинаются уже на входе. Здесь система видеонаблюдения и домофоны вместо фейс-контроля старого образца. Проход в школу теперь, как в метро: через турникеты при помощи смарт-карты.

Этот пластиковый прямоугольник не просто дает право прохода, но и отслеживает, когда ученик появился на занятиях. Если уроки в расписании есть, а ребенок отсутствует, то родителей обязательно предупредят. Где-то просто позвонив, а где-то в автоматическом режиме будет отправлено СМС.

Раньше этим занимались классные руководители. Иногда они прощали прогульщиков. Но теперь рассчитывать на снисхождение автоматической системы, конечно, бесполезно.

Еще с помощью смарт-карты школьники могут расплачиваться в столовой. И здесь им снова не повезло: система помнит, что ребенку запрещают есть родители или врачи. Так что не получится купить «колу», если велено пить морковный сок.

Дежурств как таковых во многих петербургских школах уже не существует. Порядок в классах наводят уборщицы. Единственное, что остается ученикам, — стирать с доски.

Кстати, из нынешних школьников вряд ли хоть кто-то вспомнит секрет: как сделать так, чтобы мел писал на стеклянной доске лучше. А для этого ее нужно помыть сахарной водой. Доска от такой воды становится липкой, а след мела остается гораздо четче.

Для учеников этого класса мел и тряпка — это что-то из области легенд. Интерактивная доска. Об этом чуде слышали, кажется, все, но реально работают с устройством только в 84 школах Петербурга.

Дело здесь даже не в дороговизне оборудования — 250 тысяч рублей. А в том, что устанавливают его только в новые или капитально отремонтированные учреждения. В сущности, это сенсорный проекционный экран — большой планшетник для маленьких. Можно писать, рисовать или решать задачи. И это тот случай, когда ответы с места только приветствуются.

Педагог младших классов Наталья Вершинина познакомилась с интерактивной доской в прошлом году одновременно со своими первоклассниками. До этого 22 года она работала с мелом.

Наталья Вершинина, преподаватель 2-го «Б» класса средней общеобразовательной школы №569 Невского района Санкт-Петербурга: «Исписано очень много мела, а сколько детьми съедено мела, вам не рассказать. Мне стало намного комфортнее, потому что я знаю, что не испачкаю одежду мелом».

Как ни странно, еще один уходящий в прошлое атрибут — книги. То, что в учении в буквальном смысле тяжело, школьники каждый год вспоминают именно после их получения.

А этих старшеклассников не увидишь согнувшимися под весом рюкзаков, в которых с десяток учебников. На урок они приходят едва ли не с пустыми руками. Ведь все необходимые материалы у них есть в ноутбуках, а домашнее задание можно принести и на «флэшке».

У каждого ученика этой частной школы — два комплекта учебников. Чтобы не носить книги домой и из дома. Но они в любом случае лежат без дела.

Елена Светлова, ученица 10-го класса: «Я их уже два года не доставала дома. А так в компьютере все хранится, на „флэшке“».

Компьютер на уроке — это и калькулятор, и тетрадь, и учебник. А если изучаешь иностранный язык, то можно послушать пример правильного произношения.

Другой вопрос: что если сидишь на уроке и раскладываешь пасьянс или того лучше — отправляешь сообщения в социальные сети. Это тебе не передавать записочки через одноклассников, которые из любопытства обязательно прочитают их.

Николай Тимичев, преподаватель информатики средней общеобразовательной школы №569 Невского района Санкт-Петербурга: «Для этого есть преподаватель, который не сидит на месте, а перемещается по классу и все смотрит, как и в старые времена».

Десятиклассница Анна Мерзклякова вспоминает прошлый учебный год, перелистывая дневник. Родители никогда не ругали ее за оценки, ведь это в худшем случае «четверки». Поэтому Анна честно признается: проучившись девять лет, так и не знает, как самостоятельно исправлять отметки.

Анна Мерзлякова, ученица 10-го класса: «Вырвать-то тут сложно что-нибудь, поскольку дневник сшитый. Но, вообще, как-то свести чернила, может быть. Но если бы мне это понадобилось, то я бы что-то узнала бы из того же Интернета».

Из того же Интернета можно узнать и оценки Анны. Так что вырывать единственный заполненный за весь год разворот дневника бессмысленно. Во всех школах города теперь — онлайн-журналы успеваемости.

Светлана Блохина, классный руководитель 10-го класса: «Были ситуации, когда ученики просили зайти в электронный дневник под моим паролем. Мол, давайте сейчас мама сегодня вечером зайдет, я быстренько под вашим паролем зайду, выведу эту оценку, поставлю там „пятерку“, а вы потом вечером зайдете, переправите. Меня об этом спрашивали. Но я стойко не давала свой пароль. Нет».

1 сентября первоклассникам, как и раньше, дарят воздушные шары и книги. Через пару недель они узнают, что 2+2=4. Четыре года пройдет, и они попрощаются с первой учительницей, а через 11 лет — со школой. Но кое-что не изменится никогда, даже если писать ученики станут электронным пером, а страницы добрых книжек будут перелистывать на сенсорном экране.

Читайте также