Мир гламура в советских условиях

01.09.2011, 21:48

Видео программы «Сегодня»

На «Винзаводе» открылся фестиваль советской рекламы и запрещенного кино.

В программе фестиваля советской рекламы, открывшегося сегодня в «Киноклубе» на «Винзаводе», — лучшие ролики 1970-х и 1980-х. В СССР их обычно крутили в кинотеатрах перед сеансами.

Для нынешних зрителей это иногда выглядит юмористическим сериалом, поскольку сама идея рекламировать что-либо в условиях тотального дефицита кажется довольно иезуитской. Однако во времена противостояния с Западом была твердая установка: в рекламе мы тоже не вправе уступить загнивающим капиталистам.

Насколько это получалось, оценил корреспондент НТВ Сергей Морозов.

Ощущение абсурда советская реклама производила всегда. В СССР, что производить, решал Госплан, а что покупать, диктовал дефицит. «Летайте самолетами „Аэрофлота“!» звучало так же безвыходно, как «Слава КПСС!».

Диктор: «Портативный телевизор „Юность-402“ с успехом может стать вторым телевизором в доме».

Коллекцию кинорекламы нашли в архивах Петербурга. Показ в Москве дополнили псевдосоветскими беляшами, соком из конусов и другими ностальгическими предметами.

Чтобы попасть на просмотр, надо пройти через коллекцию советского белья. Инсталляция Александра Петлюры — прекрасное напоминание о тех временах, когда сфера личного непосредственно выходила в сферу общественного, и вот в таких условиях существовала советская реклама.

Иосиф Тахтенгерц начал делать рекламу в 1972 году. Тогда в Ленинграде как раз создали специальную студию. Почему — неизвестно. Возможно, чиновники впечатлились турпоездкой в Париж. В советских условиях режиссеры стали создавать мир гламура. Красивые вещи, красивые девушки. Снимались лучшие манекенщицы города.

Иосиф Трахтенгерц, режиссер: «В Дом быта зайдите, там был целый отдел. Это был такой прекрасный Дом быта на Петроградской стороне, где они находились».
Сергей Морозов: «Вы приглашали сами сниматься?»
Иосиф Трахтенгерц: «Конечно, в очень многих рекламах».

Ролики крутили в кинотеатрах между киножурналом и, собственно, фильмом. Многие забывали их сразу после просмотра. А какие были заняты творческие силы! И какие спецэффекты! Вот, например, как продвигали в массы стеклянные пуговицы.

Иосиф Трахтенгерц: «Очень трудно было их заставить летать в воздухе. Мы три дня возились, подключая компрессор, регулируя отверстия, поток воздуха».

Советская реклама ничего не навязывает. Более того, она даже призывает не покупать — уникальный в истории случай.

Диктор: «Автомагнитола „АМ-301“. Подумайте, нужна ли она в вашей машине?»

Сегодня в зале оказались и те, кто еще помнит рекламируемые товары.

Диктор: «Эти электробритвы подтверждают высокую репутацию товарного знака „Эхо“».

Геннадий Тишков: «Она очень плохая оказалась. Год служила, потом ее надо было выбрасывать».

Смех в зале возникает не там, где предусмотрено сценарием. Иногда кажется, что советская реклама пародирует сама себя.

Диктор: «Что связывает этих мужчин? Чистая шерсть, из которой сделаны их костюмы».

Режиссер Глеб Орлов, работающий в современной рекламе, нашел советские образцы обезоруживающе наивными.

Глеб Орлов, режиссер: «В условиях абсолютно пустых полок, того, что ассортимент товара был крайне примитивный, сам факт появления на экране вообще чего-то гарантировало, видимо, сверхпродажу».

В советское время на Ленинградской студии сняли 600 рекламных сюжетов. Отобранных роликов хватило на двухнедельный показ.

Читайте также