На «Винзаводе» открылся фестиваль советской рекламы и запрещенного кино.
В программе фестиваля советской рекламы, открывшегося сегодня в «Киноклубе» на «Винзаводе», лучшие ролики
Для нынешних зрителей это иногда выглядит юмористическим сериалом, поскольку сама идея рекламировать
Насколько это получалось, оценил корреспондент НТВ Сергей Морозов.
Ощущение абсурда советская реклама производила всегда. В СССР, что производить, решал Госплан, а что покупать, диктовал дефицит. «Летайте самолетами „Аэрофлота“!» звучало так же безвыходно, как «Слава КПСС!».
Диктор: «Портативный телевизор
Коллекцию кинорекламы нашли в архивах Петербурга. Показ в Москве дополнили псевдосоветскими беляшами, соком из конусов и другими ностальгическими предметами.
Чтобы попасть на просмотр, надо пройти через коллекцию советского белья. Инсталляция Александра Петлюры прекрасное напоминание о тех временах, когда сфера личного непосредственно выходила в сферу общественного, и вот в таких условиях существовала советская реклама.
Иосиф Тахтенгерц начал делать рекламу в 1972 году. Тогда в Ленинграде как раз создали специальную студию. Почему неизвестно. Возможно, чиновники впечатлились турпоездкой в Париж. В советских условиях режиссеры стали создавать мир гламура. Красивые вещи, красивые девушки. Снимались лучшие манекенщицы города.
Иосиф Трахтенгерц, режиссер: «В Дом быта зайдите, там был целый отдел. Это был такой прекрасный Дом быта на Петроградской стороне, где они находились».
Сергей Морозов: «Вы приглашали сами сниматься?»
Иосиф Трахтенгерц: «Конечно, в очень многих рекламах».
Ролики крутили в кинотеатрах между киножурналом и, собственно, фильмом. Многие забывали их сразу после просмотра. А какие были заняты творческие силы! И какие спецэффекты! Вот, например, как продвигали в массы стеклянные пуговицы.
Иосиф Трахтенгерц: «Очень трудно было их заставить летать в воздухе. Мы три дня возились, подключая компрессор, регулируя отверстия, поток воздуха».
Советская реклама ничего не навязывает. Более того, она даже призывает не покупать уникальный в истории случай.
Диктор: «Автомагнитола
Сегодня в зале оказались и те, кто еще помнит рекламируемые товары.
Диктор: «Эти электробритвы подтверждают высокую репутацию товарного знака „Эхо“».
Геннадий Тишков: «Она очень плохая оказалась. Год служила, потом ее надо было выбрасывать».
Смех в зале возникает не там, где предусмотрено сценарием. Иногда кажется, что советская реклама пародирует сама себя.
Диктор: «Что связывает этих мужчин? Чистая шерсть, из которой сделаны их костюмы».
Режиссер Глеб Орлов, работающий в современной рекламе, нашел советские образцы обезоруживающе наивными.
Глеб Орлов, режиссер: «В условиях абсолютно пустых полок, того, что ассортимент товара был крайне примитивный, сам факт появления на экране вообще
В советское время на Ленинградской студии сняли 600 рекламных сюжетов. Отобранных роликов хватило на двухнедельный показ.
Читайте также
- В Петербурге отмечают
303-летие Российской империи - Музей транспорта Москвы познакомил петербуржцев с гаражной романтикой
- В Эрмитаже отреставрировали «Красный вагон»
- В Москве открылась фотовыставка, посвященная сотрудничеству СССР и Анголы
- В Политехническом музее открылась выставка о советских компьютерах
- Наивное искусство: в Петербурге показали нижегородские иконы советских времен