«Винзавод» показывает рекламу СССР

01.09.2011, 11:54

Видео программы «Сегодня».
SOURCE_TEXT

Фестиваль рекламы 70-х стартует в Москве на арт-площадке «Винзавод».

Сегодня на «Винзаводе» открывается фестиваль рекламы, сделанной еще в Советском Союзе. Публике покажут во многом ностальгические ролики длительностью от 3 до 40 минут, главное действие там разворачивается вокруг шерстяных костюмов, электрических сковородок, стеклянных пуговиц и губной помады.

О первых шагах искусства рекламы — корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Это сейчас рекламодателю каждая секунда дорога, а раньше про кукурузу можно было спеть песню. А про электрическую сковородку снять короткометражный фильм.

Рекламу в СССР начали делать в 72-м на студии документальных фильмов в Ленинграде. По одной из версий, чиновники были уверены, что прилавки скоро будут завалены разными сапогами и телевизорами, и, чтобы выбрать, нужна реклама.

Режиссер Иосиф Трахтенгерц — один из самых первых начал готовиться к потребительскому буму. В первом же ролике заставил стеклянные пуговицы летать.

Иосиф Трахтенгерц, режиссер: «Мы три дня возились и как-то делали, чтобы они летали. Был подключен компрессор, а поскольку компрессоры большой мощности, надо было очень здорово регулировать, всякие переходные втулки ставить».

Экономического чудо не произошло, и рекламы, казалось, снято не так и много. Но, порывшись в архивах фестиваля, нашли столько роликов, что ностальгии хватит на неделю. В советское время все, кстати, так и было. Рекламные ролики не показывали по телевидению, а крутили в кинотеатрах перед сеансом. Так что хочешь не хочешь, досмотришь до конца, ведь на другой канал переключиться нельзя.

Проблема тогда была в другом: неизвестно, будет ли потом этот товар в магазине. И трендом сезона становился тот тон губной помады, который выбросили на прилавок, а не тот, что подходит к сумочке. Поэтому в современном мире спроса и предложения такое видео больше похоже на пропаганду.

Сэм Клебанов, продюсер: «Советская реклама тоже была таким вот ключиком, который открывал дверь в мир идеальной советской семьи. Реклама — это портрет идеала советского человека, этих мужчин прекрасных в костюмах. А что там будет продаваться — по большому счету, кого это волновало? Это был не бизнес».

Геннадий Тишков о той жизни вспоминает с улыбкой. Особенно про эскимо на палочке. Но вот электробритва «Харьков»!

Геннадий Тишков: «Бреюсь-бреюсь, пока раздражение кожи не произойдет. Столько усилий!»

Ожидания оправдывались не всегда. Не было красивых слоганов и спецэффектов, зато все вещи назывались своими именами.

Диктор: «Целый зоопарк помещается в ящике для игрушек, если эти игрушки из полихлорвиниловой пленки».

Читайте также