В России вспомнили «Адмирала Нахимова»

31.08.2011, 21:15

Видео программы «Сегодня»

Ровно 25 лет назад шестипалубный теплоход «Адмирал Нахимов» затонул на выходе из Новоросийского порта.

Сегодня в акватории Цемесской бухты отслужили панихиду на месте самой страшной катастрофы в истории отечественного пассажирского флота. Теплоход, который потом назвали советским «Титаником», столкнулся с сухогрузом и, за минуты уйдя на дно, похоронил с собой 423 человека.

Сегодня те, кому удалось выжить, те, кто их спасал, и родственники погибших отправились на теплоходе к месту крушения, где до сих пор на 50-метровой глубине лежит «Адмирал Нахимов».

Вместе с ними ту мрачную историю вспоминал корреспондент НТВ Гарри Княгницкий.

Им повезло, четверть века назад в этом месте пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» ушел на дно, а они спаслись.

Алексей Ткаченко, в 1986 г. — член команды судна «Адмирал Нахимов»: «Крик, паника, кто был в ступоре, кто кричал. За борт прыгали все».

Под этой самой люстрой в ресторане первого класса в последний день августа 1986 года ужинали пассажиры. Огромный и, казалось, непотопляемый «Адмирал Нахимов», отправлялся из Новороссийска.
В свое последнее плавание «Адмирал Нахимов» отошел от 34-го причала новороссийского порта. По окончании рейса корабль должны были списать на слом, ведь ему исполнился 61 год. Судно построили еще в 1925-м в Германии и назвали его «Берлин».

В 1945-м немецкий пароход затонул, получив пробоины от торпед и мин. Затем Советский Союз взял «Берлин» на правах победителя. Корабль подняли со дна, отремонтировали и окрестили «Адмиралом Нахимовым». Почти 30 лет он возил пассажиров в черноморские круизы из Одессы с обязательным заходом в Новороссийск.

В последний раз «Нахимов» покидал Цемесскую бухту с 40-минутным опозданием. Справа приближался сухогруз «Петр Васев». По правилам судоходства, уступить путь должен был «Нахимов», но капитан парохода Вадим Марков попросил пропустить его судно вперед. От «Васева» последовало подтверждение, хотя сухогруз продолжал следовать прежним курсом и с прежней скоростью, пока не пропорол носом правый борт «Нахимова».

Тимофей Сидоров участвовал в спасательной операции вместе с этим самым судном. Выводя свой прогулочный катер из Цемесской бухты, в который раз недоумевает, как в этом широком месте не разошлись два корабля. И почему капитан сухогруза Виктор Ткаченко контролировал ситуацию только по локатору.

Тимофей Сидоров, участник спасательной операции: «Ошибка в чем? Была ошибка в том, что он доверился приборам. Надо было посмотреть, вот оторваться, глянуть. В сторону посмотрел — все ясно».

Через роковую пробоину в борту «Нахимова» вода хлынула во внутренние отсеки. Огромное судно ушло на дно за 7–8 минут. Спастись удалось немногим.

Александр Гусев, в 1986 г. — командир пограничного сторожевого катера: «Они очень были напуганы. Внешне они были измазаны краской. Почти все в мазуте, скользкие».

Мичман Гусев поднял на борт своего пограничного катера 146 человек, хотя судно было рассчитано всего на 12. Доставив людей в порт, Гусев вернулся к месту катастрофы, но живых уже не обнаружил. Тела погибших три недели поднимали водолазы. Всего, по официальным данным, катастрофа унесла 423 жизни.

Алексей Федоренко, священник: «Считаясь братской могилой „Адмирал Нахимов“ также нуждается в кресте».

Благодаря давнему мирскому хобби новороссийский священник Алексей Федоренко сам участвует в установке и освящении креста на 50-метровой глубине. Это видео для истории, ведь с каждым годом «Нахимов» все больше кренится на правый борт и все глубже зарывается в ил, да пробоина увеличивается, добивает уже затонувший корабль.

Роман Дунаев
, дайвер: «Пробоина, конечно, большая, вообще мне кажется, что еще лет пять, и он вообще разломится на две части».

Даже в таком виде «Адмирал Нахимов» останется уникальным памятником жертвам катастрофы и самому себе. Его гибель оказалась сколь трагичной, столь и нелепой. Выйди пароход из Новороссийска без 40-минутного опоздания, будь внимательнее и расторопнее капитаны (оба, кстати, выжили, и обоим потом дали по 15 лет), советский «Титаник» закончил бы свой последний рейс в одесском порту, а не на дне Черного моря.

Читайте также