В Петербурге вспоминают события августа 91-го . Когда не только история создавала людей, но и люди творили историю.
Сегодня в истории страны особый день. 20 лет назад произошли события, которые никто и никогда иначе как путчем не называл. Синонимом переворота стала аббревиатура ГКЧП Государственный комитет по чрезвычайному положению. Общепринятая точка зрения такова. Партийная и силовая верхушка СССР решила отстранить первого президента Союза от власти и захватить ее.
Менее популярная версия. Несогласие гэкачепистов с Союзным договором, который признавал фактическую независимость республик, входящих в состав Советского Союза, то есть развал страны втихую.
Я хорошо помню утро 19 августа 1991 года. В Ленинграде тогда было прохладно и мрачно. Радио передавало заявление ГКЧП, по Центральному телевидению шел балет. Чувствовалась растерянность людей, страх. Когда я приехал в редакцию, то услышал: «Это гражданская война».
Как журналисты восприняли события 19 августа, какие были ощущения? Эти вопросы я задаю гостю в студии, моему коллеге, известному журналисту Петру Годлевскому, ныне заместителю генерального директора НТВ, руководителю петербургского филиала телекомпании.
Андрей Радин, ведущий: «Пётр. Вы помните этот день? Какова была первая реакция? Первые впечатления?»
Пётр Годлевский, журналист, заместитель генерального директора телекомпании НТВ: «Да, я хорошо помню этот день, хотя уже 20 лет прошло. Я как раз приехал из заграничной командировки в ночь с 18 на 19 число. Приехал домой, лег спать. И вдруг утром распахивается дверь, стоит мама и кричит: „Переворот! Горбачёва арестовали!“ И, в общем, первые ощущения были… Конечно был определенный шок.
Но у меня он длился очень недолго, потому что тогда, как Вы помните наверняка, у нас не проходило и месяца, чтобы
И, в
Где буквально через полчаса прошло собрание во главе с генеральным директором Сергеем Пилатовым. Было объявлено, что все эти незаконные распоряжения ГКЧП мы выполнять не будем, приступаем к работе. Никакую множительную технику не опечатываем, не закрываем свою ленту новостей и распространяем информацию, какая она была на тот момент везде и всюду.
Стали обзванивать корреспондентов в городах, связались с московским офисом. В
Андрей Радин, ведущий: «Почему было принято решение не подчиняться указаниям ГКЧП? Почему Вы встали на сторону Горбачёва и не встали на сторону людей, которые, собственно, тоже входили в высший партийный аппарат, которые входили в военные ведомства. Кто принял это решение? Это был Пилатов или это была
Пётр Годлевский, журналист, заместитель генерального директора телекомпании НТВ: «Точки зрения и журналистов, и руководителей агентства совпали без всяких разночтений. А почему приняли решение не подчиняться ГКЧП, потому что совершенно очевидно было, что ГКЧП нарушал все возможные и невозможные законодательные акты, которые на тот момент действовали.
И Конституцию Советского Союза, и,
Андрей Радин, ведущий: «Пётр Глебович, как Вы считаете, изменилось ли Ваше отношение к тем событиям
Пётр Годлевский, журналист, заместитель генерального директора телекомпании НТВ: «Нет, не поменялись. И тогда, и сейчас я осознаю, и это, можно сказать, убеждение или констатация фактов (я даже не знаю, как правильно оценить), что ГКЧП пытался, как тогда выражался Язов через несколько дней после ареста, ударить кулаком по столу, и вернуть все как было. Люди, входившие в ГКЧП, сформировались чуть ли не при Сталине.
Они не представляли себе страну, где у людей есть выбор, где нет власти
Они хотели, чтобы
Мы буквально сегодня утром с товарищем, с которым тогда сидели в редакции
Андрей Радин, ведущий: «Спасибо. Это был Пётр Годлевский известный журналист, заместитель генерального директора телекомпании НТВ и руководитель филиала в