Узкое место Берлинской стены поселок Кляйн-Глинике в наши дни остается узким местом истории Германии.
Ровно 50 лет назад армия ГДР блокировала границу между Восточными и Западными секторами Берлина и начала строить стену. Жители маленького поселка
Репортаж корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга.
До чего была мала страна его родная, Альфреду Тоборскому, бывшему пограничнику армии ГДР, по сей день не верится.
Альфред Таборски, бывший пограничник армии ГДР: «Здесь три метра, ну максимум, может, четыре. Конечно, в
В августе
Альфред Таборски: «Мы часто слышали, как нам, пограничникам, кричали
Этот мост был их местом встречи и единственной нитью, соединявшей
Настоящей легендой был соседний Глиниковский мост или как его еще называли Шпионский. Именно здесь, на границе востока и запада, западные и советские спецслужбы обменивали самых ценных своих разведчиков. О том, как это было советскому зрителю, поведали фильму «Мертвый сезон». Но о том, как в ста метрах отсюда почти как в тюрьме живут не шпионы, а обычные немцы, в кино не рассказывали.
Йорг Зеелиг, житель
За проступки серьезнее отсюда и депортировали. А в дома неблагонадежных вселяли проверенных граждан Офицеров, полиции, армии, штази. И уже вскоре каждый третий в
Свое личное дело, рассекреченное после падения стены, Бригитта Хайнрих изучила с горечью. Почерк тайного информатора штази выдал ее соседку.
Бригитта Хайнрих, жительница
А оно в благодарность в саду ее дома возвело бетонную стену. Там, где раньше был спуск к воде и пристань для лодок, на которых Бригитта сплавлялась к родным на запад Берлина, в
Йенс Арндт переехал в
Йенс Арндт, организатор выставки о
Но граница здесь петляла так близко к домам, что побеги все же случались. То туннель в подвале дома, примыкавшего к стене выкопают, то с балкона из Восточной Германии в Западную перепрыгнут.
Альфред Таборски: «А что мы могли сделать? Этот дом стоял прямо напротив стены. Гостиная со спальней выходили уже в Западный Берлин».
О том, что же случилось полвека назад, мнение местных и поныне расходятся. Пограничник Таборски расстроен: зря стену снесли. Такую страну развалили. Фрау Хайнрих довольна. Ей только жаль, что родные на том берегу не дождались.
Бригитта Хайнрих: «Я и сегодня не могу находится в доме, если в нем двери закрыты. У меня все настежь. Врачи сказали, это называется „синдромом стены“».
Читайте также
- Путин: суверенитет должен быть в сердце
- Volkswagen может сохранить немецкие заводы открытыми
- Рютте заявил о начале работы командования НАТО по координации помощи Украине
- Семья Порше настаивает на закрытии заводов Volkswagen
- Больше 160 тысяч жителей Словакии поддержали выход страны из санкций против РФ
- Бундестаг вынес вотум недоверия правительству Шольца