Морской долгострой сдан

12.08.2011, 15:38

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Владимир Путин принимает участие в торжественной церемонии открытия тоннеля на дамбе, замыкающего Кольцевую автодорогу.

В эти минуты премьер-министр России Владимир Путин вместе с губернатором Валентиной Матвиенко и вице-премьером Дмитрий Козаком присутствуют на торжественной церемонии открытия тоннеля в районе Кронштадта.

Это событие поставит точку и завершит главный долгострой Ленинграда-Петербурга — дамбу. Также этот тоннель замкнет Кольцевую автодорогу. Таким образом, магистралью смогут пользоваться и жители Ломоносова.

Корреспондент НТВ Виктор Черногуз о том, как строили и как сдавали принципиальный для города объект.

Несмотря на относительно небольшую протяженность, — 25 километров — открывающийся сегодня участок имеет важнейшее стратегическое значение. Дорога между Кронштадтом и Ломоносовым соединяет север и юг города. И превращает КАД в прямом смысле в кольцевую автодорогу, опоясывающую Петербург.

Самая технически сложная часть этой дороги — двухкилометровый тоннель, который находится под судоходным каналом дамбы. Проходящая на глубине почти 30 метров шестиполосная трасса оснащена современными системами пожаротушения, вентиляции и автоматического управления движением. Оно осуществляется из диспетчерской.

Юрий Шестопалов, диспетчер: «Здесь мы контролируем безопасность, есть ли в тоннеле какой-то инцидент, присутствует ли кто-либо в сооружении, кроме автомобилей. Там никого не должно быть по технике безопасности. Не остановился ли автомобиль, не случилось ли чего».

Открытие тоннеля и финальное испытание затворов судопропускного сооружения №1, по сути, поставит точку в судьбе самого известного петербургского долгостроя — комплекса защитных сооружений. Приказ начать строительство дамбы было отдан еще 32 года назад.

Первый кубометр бетона в основание дамбы залили 30 лет назад. Тогда этой стройке уделялось особое значение со стороны руководства страны. Потому трудящиеся демонстрировали неподдельный энтузиазм, работая в крайне сложных условиях.

Михаил Селезнёв, в 1980-х руководитель звена водителей: «В сухую-то походу еще нормально. Как дождик начинается, в ветер качать начинает, как на корабле. Надо — значит надо».

Спустя годы дамбу строили почти теми же стахановскими темпами. Замороженное на десятилетие, строительство КЗС возобновилось в 2005-м. За прошедшие шесть лет были построены 11 небольших дамб, шесть водо- и две судопропускных сооружения. Которым в деле защиты Петербурга от наводнений отводится главная роль.

Во время судоходства затворы сооружений погружены в воду, что позволяет пропускать в Петербург сухогрузы и круизные лайнеры. Но при угрозе наводнения створки смыкаются.

Владимир Коган, глава Департамента капитальных вложений Министерства регионального развития РФ: «В обыкновенном виде с Ладоги Нева течет в Финский залив. Когда наводнение, очень красивая картина. Вы видите, как вода течет в другую сторону. Соответственно КЗС ставит преграду той волне, которая гонится ветром с Финского залива».

Таким образом, с сегодняшнего дня впервые за 308 лет можно с полной уверенностью сказать: наводнение Петербургу больше не грозит. По крайней мере, если вода не поднимется выше четырех с половиной метров — такова высота защитных сооружений. Впрочем, такое, по расчетам ученых, может случиться не чаще одного раза в тысячу лет.

Читайте также