Самолет пролежал в болоте с начала Второй мировой

12.08.2011, 10:50

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В болоте под Липецком обнаружили истребитель времен Второй мировой войны.

Парашют — то немногое, что в целости и сохранности осталось от советского штурмовика, сбитого в начале Великой Отечественной войны и почти 70 лет пролежавшего в болотах под Липецком. Его обломки вместе с останками летчика отряд поисковиков обнаружил на окраине села Озерки.

Раскопки еще идут, но уже удалось найти одну очень ценную вещь — летную книгу, которая поможет установить имена пилотов.

На месте падения самолета побывала корреспондент НТВ Ольга Чернова.

Чтобы понять, какую деталь самолета подняли на поверхность, поисковикам приходится очищать ее от толстого слоя грязи. Среди груды разорванного взрывом железа чудом сохранился боевой парашют. Заводская маркировка указывает точную дату его выпуска — 21 апреля 41-го года. На месте гибели летчика после войны местные жители посадили иву. Корни дерева, разросшиеся за 70 лет, стали главным препятствием для подъема разбившегося самолета.

Обломки штурмовика и останки летчика поднимали ковшом экскаватора с 10-метровой глубины. В селе Озерки осталось несколько свидетелей воздушных боев лета 42-го. Бои за рубеж Озерки — Каменка длились 200 дней и ночей. Фронт был до самого неба.

Мария Болдырева: «Мы в окопах сидели. Бомбежка начнется из окопа вылезешь и глядишь, вот, так ухи заткнешь и глядишь — ух-ух-ух. Дома горят, и все горит».

Когда в пойму реки упал сбитый советский самолет, жители побежали спасать пилотов. По их словам, 5-тонная машина почти полностью ушла в болото. Вокруг воронки были разбросаны части тел двух летчиков.

Пока найдены фрагменты только одного пилота. Поломанные ребра и тазобедренные кости. Останки мог повредить и ковш экскаватора. Из личных вещей нашли шлем, ботинок и, предположительно, летную книжку. Но открывать без экспертов промокшие листы поисковики не решились.

Анатолий Силаков, поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Видно, что летчик не использовал весь боекомплект: вот 12,7-миллиметровые, это крупнокалиберный пулемет. И от пушки 20-миллиметровый остался».

В 1941–42 годах летчики не успевали осваивать штурмовики-истребители. На подготовку давали три часа по кругу — и сразу на фронт. Для многих пилотов первый боевой вылет становился последним. Многие летчики до сих пор числятся пропавшими без вести.

Антон Кочарян, поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «Шасси нашли, колеса, противогазы нашли еще. Но работы еще много».

Пенсионерка Тамара Занина принесла к месту крушения самолета цветы от всех селян и родных погибших красноармейцев.

Тамара Занина: «Мне очень жаль, конечно, 70 лет я здесь жительница. Вот здесь мы стерегли коров, мы всегда к этому дереву подходили и думали, что здесь лежит самолет, в нем, конечно, есть пилоты».

По найденным элементам самолета поисковики предполагают, что это мог быть истребитель Лагг-3 или знаменитый штурмовик Ил-2, прозванный фашистами «Черной смертью».

Владимир Копылов, поисковый отряд «Сибиряк», Кемеровская область: «В основном он состоит из дюрали. Но присутствуют элементы деревянные. Это вот клееная фанера».

Сегодня поисковики планируют очистить двигатель и найти на нем заводской номер, по которому можно установить, в каком полку числился самолет, кто его пилотировал и когда он не вернулся из боя.

Читайте также