Весь Коровин в Корпусе Бенуа

11.08.2011, 19:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Впервые за 110 лет Русский музей собрал большинство известных работ импрессиониста.

В Корпусе Бенуа к 150-летию одного из ярчайших представителей отечественного импрессионизма Константина Коровина представляют почти все имеющиеся в России работы художника. Такого полного собрания картин, панно, плакатов и театральных костюмов не представляли публике 110 лет, после Всемирной выставки в Париже. Почти половину экспонатов предоставил Русский музей.

Корреспондент НТВ Наталья Дубровская побывала на открытии.

Эти работы Константина Коровина никогда не показывали публике. Впрочем, уникальные панно, созданные художником для Всемирной парижской выставки в 1900 году, не видели и специалисты. 31 образец северного модерна, которым владеет Русский музей, еще недавно находился в ужасном состоянии.

На реставрацию потратили три года. В экспозицию попали только 23 полотна. Музейщики с трудом справились с проблемой размещения горизонтальных панно. Все они выполнены в нехарактерной для импрессиониста гамме. Голубовато-зеленые, серебристые тона и манера работы — первый пример экспериментов художника в стиле модерн.

Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея: «Одни панно находились где-то высоко, поэтому обобщение формы было необходимо. В то время как другие решены более декоративно, дробно, по мазку. Потому что это было рассчитано на рассматривание вблизи, на любование колоритом, деталями».

250 экспонатов — столь масштабно творчество первого русского импрессиониста еще никогда не представляли. Такое количество работ, в том числе театральные и графические, должно показать разные грани таланта Коровина. Классическое и узкое определение — импрессионист — такому разностороннему художнику не подходит.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по науке: «Собрать все это вместе и показать художника в развитии — это всегда очень важно. И я уверена, что зрители здесь найдут для себя абсолютно неожиданные вещи и поймут, что это художник более шикарный и богатый, чем они до этого себе представляли».

Эта экспозиция — как иллюстрация творческих этапов. Движение Коровина к почти абстракции и отсутствию форм. От традиционных пейзажей и натюрмортов к знаменитому портрету хористки, написанному в 1883 году и признанного первым образцом русского импрессионизма до лаконичности плаката — по сути, агитации в защиту жертв первой мировой.

Театральные работы Коровина — эскизы костюмов и декорации, придуманные художником в начале прошлого века, как и большинство других экспонатов в Петербург еще не привозили.

Предоставить свои экспонаты для выставки согласились 15 музеев и частные коллекционеры. Однако, несмотря на длительную переписку и гарантии сохранности, многие сотрудничать отказались. Так что творчество Коровина для публики в какой-то степени до сих пор остается неизвестным.

Читайте также