Дмитрий Медведев высказался за международный трибунал над Михаилом Саакашвили и назвал его «нерукопожатной фигурой».
В преддверии третьей годовщины военного конфликта в Южной Осетии российский президент дал большое интервью российским и грузинским журналистам. Дмитрий Медведев высказался за международный трибунал над Михаилом Саакашвили и назвал его «нерукопожатной фигурой», заявив, что все вопросы готов обсуждать с любыми представителями грузинской власти, исключая президента. Глава государства подробнейшим образом обосновал свою позицию.
Корреспондент Никита Анисимов выслушал аргументы президента России.
Это интервью президента почти полностью было посвящено грузинскому вопросу: война, ее последствия, нынешняя политическая пауза в отношениях и надежда найти точки соприкосновения.
Некоторые ответы Дмитрия Медведева были очень личными. Он рассказал о своих чувствах и размышлениях в момент конфликта, о том, как дал команду остановить войска, когда российские танки были совсем недалеко от грузинских городов.
Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я считаю, что цель той операции по принуждению к миру, которая продолжалась пять дней, была выполнена. Целью этой операции не был захват Тбилиси или
Более того, я не судья и не палач. Еще раз подчеркиваю: оценку Саакашвили и его судьбу должен определить народ при помощи голосования или другим способом, как иногда это происходит в истории. Но в мои планы и тогда не входило низвержение Саакашвили силовым способом. И я сейчас об этом могу откровенно сказать. Я считаю, я правильно поступил».
Рассказал Дмитрий Медведев и о том, что еще до начала вооруженного противостояния несколько раз приглашал Михаила Саакашвили за стол переговоров, тот вроде на словах соглашался, а потом просто перестал выходить на связь. Как подчеркнул президент, он до последнего не верил, что параноидальный военный сценарий может быть одобрен нынешним грузинским лидером.
Екатерина Котрикадзе, телеканал «Первый информационный кавказский»: «Президент Грузии Михал Саакашвили недавно официально предложил диалог без предварительных условий. Почему Вы отвечаете отказом, если учесть, что Саакашвили является законно избранным президентом этой страны?»
Дмитрий Медведев: «Только потому, что Саакашвили совершил преступление по отношению к Российской Федерации, к ее гражданам. По его указанию были убиты сотни наших граждан, включая наших миротворцев. Этого я ему никогда не прощу. И поэтому я с ним общаться не буду. Хотя он периодически пытается подмигивать в различных международных коридорах.
Со всеми другими пожалуйста, никаких проблем я не вижу. Мы можем общаться на любые темы, в рамках, конечно, того
Екатерина Катрикадзе представляет как раз грузинский телеканал, Первый информационный кавказский. Сафико Шеварднадзе работает на российском телеканале Russia Today, но тоже связана с Грузией. Она внучка первого президента этой страны Эдуарда Шеварднадзе. А главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов был инициатором этого интервью.
Все журналисты интересовались деталями пятидневной войны, и Дмитрий Медведев буквально по минутам восстановил ход событий. В ту ночь он был в отпуске и находился на Волге. Неожиданно позвонил Министр обороны и доложил, что Грузия начала активные боевые действия.
Дмитрий Медведев: «Я честно скажу, абсолютно предельно откровенно: я вначале очень засомневался, я говорил, что надо проверить, он что, совсем сумасшедший, сбрендил, что ли? Ну, может быть, это просто провокация
Еще
Как отметил президент, тогда еще не были известны точные данные о погибших, но он не мог принять другого решения. Как подчеркнул Дмитрий Медведев, он в первые сутки не звонил
Российские миротворцы несли ощутимые потери. Говоря о последствиях конфликта, журналисты спросили Медведева о вступлении России в ВТО. Тем более что Грузия является единственной страной, которая блокирует российскую заявку. Российский президент подчеркнул, что членство России в ВТО не станет предметом торга с Грузией, которая пытается навязать свои требования.
Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»: «Как Вы расцениваете, исходя из этих сложностей, возможность вступления в ВТО России до конца года?»
Дмитрий Медведев: «Я считаю, что шансы довольно высокие, потому что мы в этом направлении много работаем. Я возбуждаю своих коллег и внутри страны, и создаю различного рода стимулы за ее пределами, разговариваю с иностранными руководителями.
Я считаю, что если грузинское руководство в данном случае проявит мудрость, а мне кажется, это, кстати один из тех моментов, который сейчас мог бы стать если не поворотной точкой, то во всяком случае точкой соприкосновения, вокруг которой можно было бы в дальнейшем начать восстановление сначала нормальных
Я напомню, мы же дипломатические отношения не прерывали. Это была позиция наших грузинских коллег. В этом смысле я считаю, что это было бы неплохо, но здесь шарик на их стороне».
Конечно, во время беседы зашла речь и о других конфликтах на постсоветском пространстве, чему
Дмитрий Медведев: «Когда это произошло, оба руководителя, и президент Алиев, и президент Саргсян, побывали в Сочи. Они мне сказали: плохо, конечно, что все это произошло, для Кавказа это тяжелая вещь. Я говорю: очень плохо. Но они сказали, что для них это определенный урок, что лучше вести бесконечные переговоры о том, какова судьба Нагорного Карабаха, будет ли так референдум
Одной из важных международных тем разговора стала Сирия. Противостояние оппозиции власти в этой арабской стране приобрело драматический масштаб. Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о недопустимости кровопролития нынешнему президенту Башару Асаду.
Дмитрий Медведев: «К сожалению, там гибнут люди. Это вызывает наше огромное беспокойство. Поэтому и в личном общении с ним, и в тех письмах, которые я ему направлял, я провожу одну идею: нужно срочно проводить реформы, мириться с оппозицией, восстанавливать гражданский мир и создавать современное государство. Если он не сможет это сделать, его ждет печальная участь. И в конечном счете нам тоже придется принимать
В конце разговора журналисты снова вернулись к грузинскому вопросу. По словам Дмитрия Медведева, он приветствует создание Международного трибунала в отношении Саакашвили, но считает, что в настоящий момент это нереально.
Также президент прокомментировал и гипотетическую возможность вступления Южной Осетии в состав России. По его мнению, юридических и фактических предпосылок для объединения пока нет. В завершение разговора глава государства призвал перевернуть печальную страницу истории и в полном объеме восстановить добрососедские отношения между грузинским и российскими народами.
К третьей годовщине вооруженного конфликта в Южной Осетии канал НТВ подготовил интервью с лидером грузинской оппозиции Нино Бурджанадзе. В беседе с корреспондентом НТВ Романом Соболем она рассказала о событиях тех дней, определила место Грузии в современном мире, а также поделилась своими взглядами на перемены в стране и политические перспективы. Смотрите интервью в воскресенье, 7 августа, в 22:55.
Читайте также
- Дмитрий Медведев: Саакашвили пустое место. Ноль 16+
- Жители Цхинвала вспоминают события 08.08.08
- Южная Осетия вспоминает пятидневную войну
- Где Саакашвили: в Грузии и на Украине спорят о «возвращении» Мишико
- Корреспондент The Guardian поймал Саакашвили на лжи
- Медведев разъяснил позицию Москвы в отношении сирийского лидера