Саяно-Шушенская ГЭС готова к ремонту наполовину

03.08.2011, 14:00

Видео программы «Сегодня»

В Красноярск доставлена первая партия деталей турбин для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС.

В Красноярск доставлены огромные детали для турбин Саяно-Шушенской ГЭС, разрушенных два года назад во время крупнейшей техногенной аварии на этой станции. Их везли почти месяц через Балтику, Карское море, Северный Ледовитый океан.

Дело в том, что литые мегавинты, каждый из которых весит почти 150 тонн, невозможно было доставить из Санкт-Петербурга, где их изготовили, ни самолетом, ни автотранспортом, только на судне и только по воде. Позади уже пять тысяч километров, осталось пройти несколько сотен.

Корреспондент Сергей Сыркин в Красноярске следит за последним этапом этого сложного пути. Репортаж НТВ.

Погрузка деталей для турбин Саяно-Шушенской ГЭС должна начаться ранним утром. Но в планы вмешивается густой туман. Чтобы погрузить запчасти на баржу, рабочим требуется математическая точность. Судно расчерчено практически по сантиметрам. И если многотонные винты из-за плохой видимости рабочие расставят не по схеме, под риском окажется многомесячная операция.

Владимир Войтов, начальник грузового района «Песчанка» Красноярского речного порта: «Нагрузка на палубу, поэтому нужно, чтобы судно было без крена — на ровном киле».

Погрузку начинают, когда туман немного рассеивается. Это первая партия деталей для разрушенных в августе 2009-го гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС. Литые винты изготовлены в Санкт-Петербурге фактически заново. От старых чертежей решено отказаться, модели устарели.

Сергей Тропин, генеральный директор ООО «ОКБ Спетяжпроект»: «Эти колеса имеют другую геометрию, поэтому они дадут более высокий КПД, чем был ранее».

После событий 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС энергетики смогли восстановить только четыре из 10 гидроагрегатов. Они пострадали меньше всего, и замены деталей не потребовалось. Но два года ГЭС не работает даже в половину своей силы. Мощности восполняют соседние станции.

В Красноярске начинается последний этап доставки. До ГЭС вверх по Енисею осталось несколько сотен километров. А уже пройдено больше пяти тысяч. Везти детали пришлось по воде через Северный Ледовитый океан. Сначала планировали доставить на грузовых машинах. Но каждая из турбин весит около 150 тонн. Не выдержали бы мосты, а самолеты оказались малы.

Сергей Тропин, генеральный директор ООО «ОКБ Спетяжпроект»: «Самолет по грузоподъемности типа Ан-124 мог бы поднять такое колесо, но по ширине он не возьмет колесо диаметром 6,8 метров».

Сергей Сыркин: «То есть он не влезает?»

Сергей Тропин: «Не влезает».

На Саяно-Шушенскую ГЭС запчасти привезут через неделю. Их установка начнется практически сразу. Сейчас в Петербурге к отправке готовится вторая партия. Еще три винта для оставшихся гидроагрегатов. После чего обновят и четыре работающих турбины.

На ремонт каждого из гидроагрегатов энергетикам потребуется еще от трех до четырех месяцев — восстанавливать их будут по очереди. Таким образом, запуск первой турбины произойдет уже в декабре. Но полноценную работу после аварии Саяно-Шушенская ГЭС сможет только в 2014 году.

Читайте также