Пострадавшие пассажиры и эксперты единодушны: крах авиакомпании «Континет» был тщательно спланирован.
Авиакомпания «Континент» нарочно выбрала момент, что объявить о своей несостоятельности. В этом уверены ее клиенты и многие аналитики. Следствие разбирается. Сегодня было заведено уголовное дело.
Корреспондент НТВ Антон Вольский следит за ситуацией.
У авиакомпании «Континент» нет билетных касс и офисов. Ее присутствие на рынке было виртуальным. Электронные билеты можно было оплатить через сайт или в салонах мобильной связи. Но пассажиры самые настоящие. До сих пор сотни людей не могут добраться до дома.
Пассажирка: «Вот лично я должна была быть дома 25 числа».
В Росавиации все валят на гендиректора «Континента». На сайте федерального агентства объясняется, что в июне он якобы приобрел несколько самолетов
Владимир Маркин, Следственный комитет РФ: «В рамках расследования этого уголовного дела будут установлены конкретные должностные лица „Росавиации“ и других государственных органов. А также будет дана правовая оценка их действиям, либо бездействию при выдаче и отзыву лицензии на авиаперевозку».
За месяц до банкротства авиакомпания «Континент» была признана благонадежной и получила летный сертификат Росавиации, хотя зарплату пилотам, по некоторым данным, не платила уже тогда. Также была задолженность по оплате горючего.
Сергей Хестанов, аналитик: «То, как быстро происходит банкротство, зависит от величины кредитной нагрузки. Финансовое положение большинства авиакомпаний таково, что они вынуждены использовать заемные ресурсы. И в случае, если вовремя привлечь финансирование не удалось, своеобразная финансовая пирамида может рухнуть».
До лета прошлого года «Континент» занималась только чартерами. Потом, взяв в лизинг старые, списанные у крупных авиакомпаний самолеты, решила выйти на рынок регулярных рейсов. Направление было выбрано самое выгодное из Сибири и Дальнего Востока к Черному морю. Этим летом было продано более 35 тысяч билетов.
Пассажирка: «Всю зиму копили, теперь получается ни денег за билеты нет, ни отпуска нет».
Авиакомпания «Континент» демпинговала, предлагая билеты по самым низким ценам на рынке. Отзывы пассажиров авиакомпании «Континент», как правило, негативные: опаздывают, отменяют рейсы, хамят и т.д. Но в Интернете можно найти и более интересные следы.
Например, в прошлом году авиакомпания разместила объявление о наборе пилотов. Судя по всему, это было в тот момент, когда «Континент» решила выйти на рынок регулярных авиарейсов. А уже в июне этого года на одном из профессиональных авиационных форумов появилась появился комментарий: «К концу летнего сезона сдуются с огромными долгами по керосину и обслуге». Это было уже после того, как Росавиация продлила летную лицензию «Континенту».
Многие считают, что банкротство было намеренным. Странным выглядит и то, что крах авиакомпании произошел в разгар сезона, когда от пассажиров отбоя нет. Известно, что долг авиакомпании составляет 32 миллиона рублей, а билетов продано на сумму, по самым скромным оценкам, почти в 10 раз больше. Как подобная бухгалтерия может привести к банкротству, разберется следствие.
Тем временем сотни пассажиров континента, застрявших в аэропортах, добираются домой на попутных самолетах. Многим билеты предоставляются бесплатно, что, правда, лишает их права на компенсацию от разорившейся авиакомпании. Те же, кто купил билеты на рейсы других авиакомпаний за свои деньги, могут рассчитывать на компенсацию, но только после того как решение примет суд.