Время примиряет победителей и побежденных

28.07.2011, 18:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Потомки немецких солдат ищут останки своих родственников на Невском пятачке.

На мемориале «Синявинские высоты» наводят порядок военнослужащие Бундесвера. Они приезжают каждый год, ищут останки немецких солдат. Работают по архивам Вермахта, по данным, которые могут предоставить родственники погибших.

В этом году на бывшем госпитальном кладбище обнаружили тела 122 человек. Их перезахоронят, установят памятник. Немецким поисковикам помогают российские — экспедиции «Любань» и татарское объединение «Отечество». Вместе они побывали близ деревни Манушкино на красноармейском госпитальном кладбище.

О том, как время примиряет, — в репортаже корреспондента НТВ Алексея Чеботарёва.

На этом участке 100 на 50 метров близ деревни Манушкино по данным поисковиков может быть захоронено до пяти тысяч красноармейцев. Это бойцы, воевавшие на Невском пятачке. Потом они были ранены, их отправили в полевой госпиталь, находившийся неподалеку, но так и не смогли спасти.

В раскопе бойцы 90-го специализированного поискового батальона очищают от земли останки трех красноармейцев. Сверху за этим напряженно наблюдают военные Бундесвера. До этого им показали немецкое госпитальное захоронение.

Потом уже на этом советском рассказали, что всего за две недели здесь обнаружили кости 228 человек. У германских военных от таких цифр едва ли не шок. Даже иммигранты из России не знали, как много погибло на Невском пятачке.

Евгений Козлов, старший сержант Бундесвера: «Конечно, учить можно много о войне. Но когда ты стоишь именно на этом месте, где шел фронт, где были битвы, где гибли люди в большом количестве, конечно, чувство совсем другое».

Еще один момент, вызывающий особый интерес иностранных гостей, — методы работы военных поисковиков. В Бундесвере подобного подразделения нет. В Германии этим занимаются гражданские поисковые отряды. Впрочем, в России у таких организаций опыта тоже больше, чем у военных. Поэтому на раскопках у солдат зачастую штатский наставник.

Впрочем, насчет этих трех павших известно уже не мало. Они похоронены в форме, а значит, их не успели довезти до госпиталя живыми. Кроме того, характер травм поможет найти данные о них в архивах, а значит, скорее всего, солдаты вновь обретут имена.

Анатолий Скорюков, начальник штаба межрегиональной поисковой экспедиции «Любань»: «Здесь видно, например, что у него рука оторвана. Смотря его медицинскую карту, можно назвать причину смерти. Скажем, если оторвана рука, можно привязать этого бойца к какой-то фамилии».

Преодолев опасения что-нибудь повредить, аккуратно работать в раскопе начал и один из немецких солдат. В прошло — самая страшная война, теперь — общая история. Настолько общая, что в рядах служащих Бундесвера, приехавших в Ленинградскую область, два товарища.

Михель Беалковский, у которого дед погиб в Сталинграде, и Андрей Эденгейзер — его предки были на советской стороне. Любопытно, что сотрудничество военных двух стран на этом участке земли могло и не состояться. Он теперь в частной собственности. К счастью, его владелец сам обратился к поисковикам.

Сергей Линцов, командир 2-й поисковой роты 90-го отдельного специализированного поискового батальона: «Не каждый же сможет жить рядом с кладбищем, осознавая, что рядом лежат останки нескольких сотен бойцов. Он сам обратился».

Работать бок о бок на раскопках, солдаты двух воевавших в прошлом государств, будут и в будущем. Уже в следующем году группа военных поисковиков из России отправиться в Германию.

Читайте также