Под Ельцом стартовал новый исторический опен-эйр

28.07.2011, 14:21

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

На берегу реки Быстрой Сосны прошла премьера исторической оперы, которая теперь будет ставиться ежегодно.

Грандиозная оперная постановка под открытым небом развернулась и Липецкой области — «Сказание о граде Ельце. Сон Тамерлана». Это легенда о чудесном спасении Руси от завоевателей должна стать своеобразным гимном древнему городу.

Корреспондент НТВ Ольга Чернова смотрела и слушала.

На трибунах нет свободных мест. Сцену в форме православного креста установили на берегу реки Быстрой Сосны, у подножия главного собора ельца. Природа замерла, и только небо, словно по команде, облаками рисовало символические образы.

Андрей Кудрявцев, концертмейстер оркестра Государственной академической симфонической капеллы России: «Мы подготовлены на 100%. И к осадкам, и к нападениям саранчи. И Тамерлана в том числе. Если вы посмотрите, у нас тут есть даже защита от москитов».

Реконструкторы впервые восстанавливают события под классическую музыку и оперное пение.

Светлана Дёмина, Объединение реконструкторов «Кристалл»: «Для нас это все необычно и очень волнительно. Лошади переживают, мы вместе с ними. Где-то чего-то не понимаем, но как-то стараемся все-таки подстроиться».

Солист «Геликон-Оперы» баритон Сергей Топтыгин сегодня в роли завоевателя полмира. Образ Тамерлана для артистов — загадка.

Сергей Топтыгин, исполнитель партии Тамерлана, Московский государственный театр «Геликон-Опера»: «Это, естественно, собирательный образ. Потому что не существует того Тамерлана, никто его не видел, и нет очевидцев».

Солисты Симфонической капеллы и Большого театра вдохновлены: уникальный случай воссоздать и воспеть историческое событие на том самом месте, где оно происходило 600 лет назад.

Александр Киселёв, исполнитель партии воеводы Елецкого, Государственная академическая симфоническая капелла России: «Какие были люди! Богатыри, не мы. Как они этим могли махать вообще. Когда я надел все это, ощутил, как меняется пластика».

Композитор Александр Чайковский прежде чем воплотить в музыке легенду о граде Ельце, собирал информацию о Тамерлане, покорителе Сирии и Египта, решившем завоевать Русь. Автор оперы искал ответ, почему четырехтысячное войско Тамерлана, уничтожив десятки городов, у Ельца все-таки отступило.

Александр Чайковский, композитор оперы «Легенды о граде Ельце»: «Я хотел предположить, что ему привиделось, как это могло происходить. И это очень интриговало и вдохновляло в какой-то степени».

Согласно легенде, Тамерлан увидел во сне образ Девы Марии. Он посчитал, что Русь защищают высшие силы, и противостоять им невозможно.

Георгий Исаакян, режиссер оперы «Легенды о граде Ельце»: «Тучи, казалось бы собиравшиеся над храмом, они разошлись и ушли в сторону. И в финале открылось чистое небо. Я думаю, что это было главное мистическое явление, которое мы сегодня видели».

Действие оперы переносят зрителя и в современную историю, рассказывая о вскрытии гробницы Тамерлана ночью 22 июня 1941 года, и мистическом совпадении с этим — начале войны. Когда по приказу Сталина в 1942 году останки Тамерлана снова захоронили, советские войска освободили Сталинград.

Кульминацией оперы стало явление Тамерлану Божьей Матери. Он играет в шахматы на жизнь Елецкого князя, но вдруг слышит голос. Режиссеру было не просто придумать, как изобразить мистическое видение. Лик Пресвятой Богородицы появился на реке, оставляя за собой огненный след на воде. Икону спроецировали так, чтобы на другом берегу мерцал силуэт Девы Марии.

Зрительница: «Слезы от начала до конца. Буквально, мурашки, слезы, великолепие».

Зрители 10 минут аплодировали стоя. Премьеру новой оперы назвали мистической. Осенью легенду о граде Ельце исполнят на сцене Большого концертного зала им. П. И. Чайковского.

Читайте также