Первая в России «умная» дорога появится в Самаре

18.05.2020, 09:31

Видеосюжет: Александра Тонких
Видео программы «Сегодня»

В Самаре готовятся представить общественности первую в России «умную» дорогу. Проект ориентирован на беспилотные автомобили. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы на дорогах их станет гораздо больше. Пока же технологии помогут водителям обычных машин, например, предупредят о ремонтных работах или открытых люках.

Будущее ближе, чем кажется. По «Сколково» уже катается робот-доставщик. Как уверяют, он — самый вежливый и аккуратный участник дорожного движения, всегда пропускает пешеходов и объезжает препятствия, полагаясь только на свое техническое зрение. Но скоро таким беспилотникам и водителям обычных авто будут помогать «Умные дороги» — проект по созданию инфраструктуры, способной общаться с машинами.

Юлия Швейко, руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекс»: «Если беспилотный автомобиль заранее, скажем, за 500 метров или за километр будет получать сигнал от светофора, когда тот переключится на красный или на зеленый, он может максимально оптимально спланировать свой разгон или торможение, чтобы проехать этот участок максимально комфортно для своего пассажира».

Но в первую очередь разработка должна помочь сократить количество аварий. Нейросеть может предсказать и подсказать автомобилисту, что его ждет впереди.

Елена Бибикова, генеральный директор компании «Смартс»: «Система акустического мониторинга использует проложенную оптоволоконную линию в качестве акустического датчика, с помощью программно-аппаратного комплекса система акустического мониторинга может с использованием нейросети распознавать акустический сигнал от различных событий».

В Самаре вдоль автомобильных дорог проложили тысячу километров оптоволокна. Информация обрабатывается на сервере и поступает водителю. Система не видит, только слышит, но работает без слепых зон.

С помощью оптоволокна, которое находится под плиткой, система распознает вибрацию шагов пешехода и подает сигнал водителю или, как планируется, беспилотнику, что человек собирается переходить дорогу. Пешехода водитель может не заметить, например, за другими машинами. Система предупредит заранее.

Нейросеть умеет предсказывать еще два вида событий. Система распознает, что поблизости работает дорожная техника или по пути следования есть открытый колодец.

Константин Голец, руководитель проекта «Цифровые дороги»: «Отображаются все события, которые определяет датчик. Вот мы видим, что он определяет наличие пешеходов, наличие работ по вскрытию колодца, наличие работ строительной и дорожной техники».

Планируется, что таким же способом можно будет предупреждать водителей об авариях, опасных участках. Вся дорожная инфраструктура будет работать как один механизм. Например, чтобы быстрее пропустить машину скорой помощи, система будет переключать сигналы светофора. Пока проект на стадии разработки и тестирования, но запуск возможен в ближайшие годы.

Евгений Белянко, вице-президент НП «ГЛОНАСС»: «С точки зрения инженерной, мы считаем, что на реализацию этого проекта необходимо три года. Но чтобы эта система заработала в полном виде, необходима корректировка нормативной базы. Где-то она пройдет достаточно просто, а где-то будет не совсем просто, потому что придется вторгаться в довольно чувствительные сферы».

Первый участок в Самаре презентуют уже в конце мая. Затем «умной» станет трасса от Самары до Сызрани — это почти 200 километров. Потом такие дороги доберутся и до других регионов.

Читайте также