Психологи помогут кондукторам Красноярска

17.07.2011, 09:26

Видео программы «Сегодня»

В Красноярске открылись курсы «Вежливый кондуктор». Билетеров научат держать себя в руках, быть экскурсоводом и оказывать первую помощь.

В Красноярске открыли спецкурсы для представителей одной из самых конфликтных профессий — контролеров на общественном транспорте. Пока у доски психологи учат, как успокаивать скандальных пассажиров, за партами кондукторы говорят о том, что психологическая помощь часто требуется им самим.

С подробностями — корреспондент Сергей Сыркин. Репортаж НТВ.

На видео, снятым кем-то из пассажиров, — если не будничная, то точно привычная глазу красноярцев картина: пассажирка поспорила с кондуктором из-за большого количества мелочи. Сдачу со 100 рублей ей дали монетками. Кто первый полез в драку, уже не разобрать. Похожие истории есть в запасе почти каждого пассажира.

Роман Минеев, пассажир: «Человеку как будто не додали 5 рублей. Он говорит: „Мне недодали 5 рублей“, а контролер говорит — нет. Из-за этого конфликт был очень сильный. И в драке приняли участие почти все — и кто ехал в автобусе, и кто на остановке стоял».

Пошагово такие ситуации кондуктора разбирают на специальных курсах вместе с психологами. Работниц красноярских автопарков собрали вместе, чтобы рассказать, как правильно разговаривать с клиентами.

Психолог: «Мы должны запомнить, что помимо слов очень важно еще мимика, интонация, тембр голоса и энергетический импульс».

За партами — почти одни женщины. Мужчины в этой профессии — редкий случай. Урок то и дело превращается в разговоры о наболевшем — о пассажирах, и здесь своя правда.

Наталья Горбунова, кондуктор: «Честно признаться, большинство все равно как бы от пассажиров зависит. Большинство таких ситуаций».

Виталий Панкратов, кондуктор: «Безусловно, заходят и пьют. Когда я говорю, что вы в общественном транспорте едете, почему вы, говорю, пиво распиваете, начинают сразу же огрызаться матом».

Профессия кондуктора простая только на первый взгляд. Рабочий день начинается в шесть утра. Нужно привести салон в порядок. Затем часы пик, толкучка и пробки, в которых проходит почти весь день. Профессиональным заболеванием кондукторов называют болезнь коленных суставов, что, впрочем, неудивительно: средняя рабочая смена у них длится от 8 до 14 часов, и все это время автобусный билетер на ногах в постоянно трясущемся автобусе.

Научить избегать конфликтов, несмотря на усталость, — главная задача курсов для кондукторов. Психологии и этикету разработчики программы уделили большую часть занятий. Кроме того, билетеры научатся оказывать первую помощь и водить экскурсии для приезжих.

Александр Тимохин, разработчик образовательной программы для кондукторов автобусов: «Кондуктор обязательно должен пояснить пассажиру, почему эта остановка так называется, если пассажир интересуется, если он выходит на этой остановке, рассказать, какие достопримечательности здесь есть».

Всего обучение пройдут 800 уже работающих кондукторов, каждому предстоит сдать итоговый экзамен, двоечники могут потерять работу. Женщины не скрывают страха: некоторые на службе уже 18 лет, и уверены: это их счастливый билет.

Читайте также