Съемочная группа НТВ на себе испытала силу общегражданского «хапуна».
В Белоруссии пытаются посчитать задержанных участников акций протеста, прошедших накануне сразу в нескольких городах. По разным данным, в участки попали от 150 до 400 человек. С площадей увозили и представителей прессы. Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) сообщает о 25 задержанных журналистах, работающих как в белорусских, так и зарубежных СМИ. Репортеров забирали в Минске, Бресте, Гродно, Могилёве, Бобруйске, Новополоцке.
В столице работников прессы задерживали неизвестные в штатском. Они не обращали внимание ни на редакционные удостоверения, ни на аккредитации, зато откровенное пренебрегали законом и применяли грубую физическую силу.
Среди тех, кому не давали работать, оказалась съемочная группа НТВ. Нашим коллегам удалось снять несколько кадров, прежде чем люди в штатском приказали выключить камеру.
Девять районов Минска девять болевых точек аплодисментов. В минувшую среду люди выходили на улицу уже по новому плану: вместо одной центральной площади всем недовольным предлагалось собраться в своем районе. Хлопающие в ладоши люди это последнее, что удалось снять.
Такая картинка в последнее время все чаще становится заключительной на видеокассетах и на картах памяти у телеоператоров и фотокорреспондентов. Журналистам мешают работать все грубее и бесцеремоннее, причем делают это все те же люди в штатском, которые задерживают и участников протестных акций. Помимо общегражданского «хапуна», в Белоруссии появился своеобразный журналистский подвид.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный испытал его на себе. Трое в штатском потребовали немедленно выключить камеру. Делают это принудительно: ведут в холл стоящего неподалеку Ледового дворца, там просят оператора отойти от камеры как можно дальше. Несколько минут без разговоров, в соседней комнате слышны крики
Но отпускают репортеров так же неожиданно, как и задержали. Человек в штатском сказал: «Журналисты свободны, акция уже завершилась». К счастью некоторые телекамеры
Местная жительница: «Я пыталась защищаться. Не помню,
Местный житель: «Ко мне подошел мужчина спортивного телосложения, взял меня за руку и сказал: расходимся. Я не захотел никуда идти. Он меня сюда привел, посадил, и вот я в автозаке».
Лариса Михайловская, правозащитник: «Безусловно, власти боятся репортажей с правдивой картинкой. Они целенаправленно охотятся на журналистов, на видео- и фотокамеры».
На скамейке у здания Национальной библиотеки Белоруссии собрались в основном пожилые люди. Уж никак не скажешь, что сидят в социальных сетях и ждут среды, чтобы, как обычно, выйти на акцию протеста. Говорят, что просто собрались обсудить обстановку в стране.
Цены растут, а пенсии нет, валюту купить, чтобы хоть
Среди тех, кого увозили в отделения, немало случайных людей, которые просто прогуливались или сидели на скамейках. Правоохранительные органы пока не сообщают о количестве задержанных и никак не комментируют действия милиции и людей в штатском.
Минувшим вечером в участки отправлены от двух до четырех сотен человек, а буквально за три дня до этого, в День независимости 3 июля, в изоляторах оказались 390 молчаливых протестующих. Совершенно очевидно что, пока белорусские власти не могут предложить внятного плана по выходу из экономического тупика, тем больше и громче будут эти молчаливые протесты.