В Минске совместили торжества и аресты

04.07.2011, 06:01

Видео программы «Сегодня»

Овации в День независимости привели многих минчан в отделение милиции.

Овации в День независимости привели многих минчан в отделение милиции. Бить или не бить в ладоши — главный вопрос вчерашнего дня. Это раньше бурные и продолжительные аплодисменты были непременным атрибутом праздника, теперь же люди, недовольные экономической политикой властей, собираются в центре Минска, молчат и аплодируют в знак протеста. Правоохранительные органы предупредили, что 3 июля можно хлопать только ветерану или военной технике.

Молчаливые митинги начались около месяца назад. Тогда же в белорусском сегменте Интернета появились призывы ко всем противникам политики Лукашенко организовать в главный государственный праздник массовые протесты.

Организаторы акции «Революция через социальную сеть» рассчитывали собрать десятки тысяч человек, которые придут без какой-либо символики на центральные площади белорусских городов и выразят свой протест аплодисментами.

В реальности людей оказалось на порядок меньше, однако резонанс получился немалый. И способствовали этому в первую очередь сами власти. Ну, как не аплодировать президенту Белоруссии? Он традиционно появляется на парадах в военной форме с маршальскими звездами.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Идет эскалация информационной интервенции. Без всякого стеснения усиливается манипуляция общественным мнением. Нормой становится огульное шельмование, в том числе анонимное, с помощью средств массовой информации. Сильные мира сего применяют против неугодных стран оружие массового информационного поражения».

Как передает корреспондент НТВ Георгий Гривенный, мероприятие обошлось почти без оваций. Месседж праздничной речи белорусского лидера был более чем понятен: даже крайне тяжелое экономическое положение страны не изменит ее политико-экономического курса. Тем временем после торжественных речей в центре города простые минчане говорили совсем непраздничные слова.

Жительница Минска: «Я своему ребенку не могу купить памперсы, на них подняли цены! Все подорожало, в том числе детские смеси. Моему ребенку год и десять месяцев. О чем можно говорить? Сейчас меня будут хватать и сажать в автобус, несмотря на то, что со мной малыш! Всем плевать! Все боятся! Чего бояться? Сколько можно бояться?»

Этот пункт программы никак не мог значиться в списке праздничных мероприятий. Вечером недовольные вышли к вокзалу, но вступить в дискуссию с ними вызвались многочисленные люди в штатском, не представляющиеся и не предъявляющие удостоверений.

Дальнейшее можно описать одним емким словом «хапун». Это универсальная, отработанная годами система ответа белорусских властей на любые вопросы граждан. Белорусский ОМОН всех, кто стоит на остановке, даже молчит, не аплодирует, засовывает в автозаки.

На разгон протестующих на Привокзальной площади были брошены многочисленные отряды переодетых в штатское сотрудников спецслужб. Коротко стриженые люди спортивной наружности демонстративно игнорировали законы, использовали грубую физическую силу, провоцировали драки, хватали участников акции, журналистов и простых зевак, тащили их в автобусы без номерных знаков.

Экс-депутат верховного совета Белоруссии Валерий Щукин на праздник опошел вместе с внуком. Внука хотят забрать в милицию, дедушка не отпускает. В итоге в автозак их так и несут вместе, с неразомкнутыми объятиями. В райцентре Смолявиче был похожий случай. Из толпы хлопающих забрали деда и внука, разница в том, что внуку всего полтора года. Мама мальчика успела позвонить правозащитникам.

Валентин Стефанович, заместитель руководителя правозащитного центра «Весна»: «Она у меня спрашивала: „А что мне сейчас делать?“. Потому что ее отца с ребенком забрали. А она осталась на улице. Я ей сказал — идите в РУВД и требуйте, чтобы отдали этого малолетнего ребенка, потому что на него-то, я надеюсь, протоколы не будут составлять».

Не щадили ни женщин, ни пожилых людей, ни детей. По свидетельствам очевидцев, во время столкновений был применен слезоточивый газ. С его же помощью на Привокзальной площади защищались от камер репортеров. От этого, как думают люди с баллончиками, картинка станет менее четкой.

Борис Чернявский, оператор телевидения Польши: «Просто напрямую мне в глаза брызнул кто-то, потом с двух сторон кто-то ударил. У меня камера подлетела. В этот момент кто-то из баллона пустил струю в глаза».
Корреспондент НТВ: «Кто это сделал? Сотрудник милиции? Или кто-то другой?»
Борис Чернявский: «Ну, они все в штатском, все цивильно. Но явно среди них был один из тех, кто вязал народ».

Но аплодисменты протестующих на минских улицах звучат все громче. Один из горожан приветствует активистов, не выходя из дома. Данные о задержанных разнятся. Правозащитники говорят о нескольких сотнях, МВД подтверждает задержание 130 человек. Привокзальная площадь Минска несколько часов напоминала арену дискуссий, плавно переходящих в массовые избиения их участников.

Валентин Стефанович, заместитель руководителя правозащитного центра «Весна»: «В законе об органах внутренних дел четко прописан порядок применения физической силы работниками милиции. То есть, случае противодействия работнику милиции, неподчинения, неповиновения. Но если человек идет спиной, он, в общем-то, не может оказывать неповиновения, если он даже не видит, кто там бежит».

Жительница Минска: «Да я вообще не понимаю, что творится у нас! Люди проснитесь! Ау!»

Завершился День независимости в Минске салютом и праздничным концертом. Вспоминаются слова из фильма Марка Захарова: сначала намечались аресты, потом торжества, потом решили совместить.

Связанные новости

Читайте также