Победы и поражения Валентины Матвиенко

01.07.2011, 20:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

За восемь лет работы на посту губернатора удалось привлечь в город крупные инвестиции, провести энергетическую модернизацию и практически достроить КАД. Но наряду с успехами были и откровенные неудачи.

За восемь лет работы на посту губернатора Валентина Матвиенко лично познакомилась с теми, кто освещал деятельность градоначальницы и работу правительства. По примеру президента и премьера у Валентины Матвиенко сложился настоящий журналистский пул.

В него в 2007 году попала очаровательная сотрудница НТВ Анна Пейчева. И четыре года отработала бок о бок с Валентиной Матвиенко, видела все минусы и плюсы работы градоначальницы.

Корреспондент НТВ Анна Пейчева в студии.

Андрей Радин: «Здравствуйте, Анна. У меня вопрос: „А были ли эти плюсы?“»

Анна Пейчева: «Разумеется, плюсы в работе Валентины Матвиенко были, хотя сейчас очень модно утверждать обратное. Но давайте вспомним неопровержимые факты. Именно при ней в Петербурге начался инвестиционный бум. Пришли автомобильные гиганты, нефтяные компании, большие банки. Все это серьезные налогоплательщики.

Деньги действительно полились в бюджет полноводной рекой. И распорядилась ими губернатор, на мой взгляд, неплохо. Один за другим стали открываться детские сады, школы. Смольный, наконец, привел в порядок большинство городских дорог.

Кольцевая будет полностью сдана к сентябрю. А ведь Валентина Ивановна сама ездила в Москву, выбивала дополнительное финансирование на КАД, которая по проекту должна была быть двухполосной».

Андрей Радин: «Скажите, а чем, на Ваш взгляд, может гордиться губернатор?»

Анна Пейчева: «Валентина Матвиенко всегда очень гордилась своими жилищно-коммунальными достижениями. При ней открыли множество подстанций и ТЭЦ, газифицировали небольшие населенные пункты, переложили тысячи километров труб.

Это была ее инициатива — закрыть вопрос с отключением горячей воды летом. Она часто повторяла: в XXI веке неприлично мыться в тазиках. Вообще она очень стремилась сделать Петербург городом с европейскими стандартами. Для этого снесла все ларьки и старые гаражи, которые в западных странах, конечно, не увидишь.

Идея вполне понятна, хотя о методах ее реализации можно спорить. Это очень характерно для Матвиенко — современные, прогрессивные темы воплощать в жизнь проверенными и жесткими советскими способами. Стиль ее работы с подчиненными никак нельзя назвать нежным».

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга:

«Под топот ног Правительство Санкт-Петербурга не принимало и не будет принимать решения».
«Вы часто в аптеки заходите, Антон Николаевич? Или случайно обнаружили?»
«Что-то Вы не то говорите, Юрий Львович. Запутались в показаниях. Наизусть надо знать такие цифры главе комитета, без бумажки».
«Вот слушаю вас. Ботаник, понимаете! Ну, Вы же не ботаник! Ну, что это за детский лепет на лужайке! Зима вовсю, декабрь месяц заканчивается. А Вы какой-то лепет детский несете!!!»
«Заявление, рассмотрение, согласование. Всей это цепочкой документов живое дело мы убьем. Если мы год готовили постановление правительства, то до первого магазина мы дойдем еще через год».
«Давай по-генеральски, ладно? Вот по-генеральски давай! Ну, хватит!»
«А почему же тогда у Вас сосульки висят?»
«Товарищ полковник, за свои слова надо отвечать. Если 1 ноября тепла не будет, вы будете служить далеко от Санкт-Петербурга. Я Вам это обещаю».
«Готовьтесь, коллеги. И в метро душном поедете, и в автобусе битком».
«Не могут, не способны — значит, будут заниматься другой работой. Вязать носки по вечерам».

Андрей Радин: «Анна, а неужели губернатор всегда так себя вела с подчиненными?»

Анна Пейчева: «Конечно, Матвиенко никогда так не разговаривала с теми молодыми топ-менеджерами, которых она лично пригласила работать в Смольный. Любопытно, что администрация почти сразу разделилась на два абсолютно непохожих блока — заслуженные советские функционеры и креативная молодежь.

Последние вывели правительство в Интернет, а именно в „Твиттер“ и социальную сеть. Однако должна заметить, что власть только казалась открытой. С приходом Валентины Матвиенко ужесточились правила работы журналистов в Смольном.

Охрана запретила парковку перед зданием администрации, съемки в коридорах были только по разрешению, а всех корреспондентов из зала заседаний пересадили в отдельную комнату с монитором. На совещания пускали только операторов. А в последние месяцы охрана запретила снимать даже машину губернатора».

Андрей Радин: «Я слышал, что Валентина Матвиенко заботилась о некоторых журналистах, знала подробности их личной жизни: кто женился, кто родил и т.д. Разве были неформальные отношения с журналистами?»

Анна Пейчева: «Я помню только одну попытку Валентины Матвиенко наладить неформальные отношения с независимыми СМИ. Года три назад она собрала журналистов на рождественское чаепитие. Мы собрались за круглым столом с чаем и пирожками и задавали губернатору разные личные вопросы.

Она рассказывала про свою собаку — золотого ретривера; про своего парикмахера, который у нее один на протяжении десятков лет; и про то, что не есть булку и каждую субботу плавает в бассейне, чтобы держать себя в форме. Все было очень мило и по-семейному. Впрочем, насколько я знаю, никто тогда так и не решился опубликовать эти откровения главы города».

Андрей Радин: «Как Вы думаете, что изменится для журналистов с уходом Валентины Матвиенко?»

Анна Пейчева: «Я знаю точно одно. С уходом Матвиенко исчезнет главное развлечение всех правительственных журналистов. Все всегда старались угадать, в каком именно наряде и в каких украшениях предстанет губернатор на этот раз. К сожалению, я так ни разу не угадала. Моей фантазии на это просто не хватало».

Андрей Радин: «Спасибо Анне за впечатления о журналистской работе с губернатором. Впечатления преимущественно позитивные».

Но вряд ли работа главного чиновника второго города страны связана только с успехами и победами. Были и минусы, и поражения.

Недостатки в работе Валентины Матвиенко в Петербурге подметил корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

Критиковать Валентину Матвиенко начали еще во время предвыборной кампании. Женщина-губернатор, да еще и присланная из Москвы. Неудивительно, что Петербург отнесся к ней как минимум настороженно.

За прошедшие восемь лет к губернатору, конечно, привыкли, но критиковать не перестали. Правда, народное недовольство стало более конструктивным. Основываясь уже не на ощущениях, а на фактах. Мы попытались выделить пять основных моментов, которые, как считают эксперты, можно занести в минус Валентине Матвиенко.

Предмет особой гордости губернатора — утроение бюджета города. По бумагам это действительно так. Но если разобраться, всплывают детали. По мнению экспертов, структура городской экономики со времен Яковлева изменилась несильно. С одним но: в город пришли компании федерального уровня.

Их налоги — одна из составляющих экономического бума. Плюс трансферы из федерального же бюджета. Так что разобраться, где в этом финансовом изобилии заслуга губернатора, а где — премьер-министра России, не могут даже опытные бизнесмены.

Никита Леонов, глава координационного совета лесопромышленной компании: «Валентина Ивановна была инструментом для реализации политики и целей, которые Путин поставил перед городом. Работал стиль управления, где это было важно. То есть, я тебе доверяю. Я тебе могу доверить инвестиции, я могу тебе дать в руки деньги, с тем чтобы их относительно эффективно потратили. Мы понимаем, что деньги все равно тратятся в этой стране неэффективно».

Из крупных объектов, завершенных при Валентине Матвиенко, — пассажирский порт и кольцевая дорога. Остальные проекты, в основном, или в процессе разработки или в стадии переноса сроков.

Орловский тоннель, Апраксин двор, «набережная Европы», «Невская ратуша», Новая Голландия — перечислять можно почти до бесконечности. Самый яркий пример — стадион. На котором, если верить первоначальным заявлениям губернатора, «Зенит» должен играть вот уже как два года.

На фоне столь амбициозных задач обещание губернатора сделать Петербург городом европейских стандартов, прежде всего, для жителей отчасти забылось.

Александр Ходачек, директор филиала Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук: «Для того чтобы эти нормативы выполнялись, нужны масштабные вложения в инженерно-транспортную инфраструктуру города и в жилищно-коммунальное хозяйство. Если мы эти вещи не делаем, то невозможно эти нормативы даже рассчитывать».

Произошедшее в политической сфере губернатор называет налаживанием конструктивного диалога, а эксперты — закручиванием гаек. Лояльный парламент, правильно сориентированные общественные организации. Возможность влиять на решение губернатора у ее противников почти исчезла. В результате оппозиция была вытеснена на улицы.

Владимир Гельман, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге: «Я бы сказал, что если в 90-е годы в Петербурге было такое буйное цветение политической жизни, и цвели 100 самых разных цветов, то сейчас это такое унылое поле, которое заросло бурьяном».

Снос под видом реконструкции — главный тренд в архитектурном Петербурге эпохи Валентины Матвиенко. По мнению критиков, в городе сложилась целая система, направленная на извлечение прибыли из исторического наследия города. На смену классицизму, барокко и модерну в центр Петербурга пришел так называемый «лужковский стиль»: стекло, бетон и сталь.

Алексей Лепорк, архитектурный критик, искусствовед: «Сказать, что есть какой-то удачный большой заказ, который реализован, нет. Валентина Ивановна добилась того, что западный архитектор знал, что сюда идти нельзя. Теперь он уже твердо это знает, что сюда дорога закрыта, скорее, заколочена. В этом смысле окно в Европу для приходящих качественных профессионалов она заколотила первостатейно».

Вертикаль власти, тщательно выстроенная губернатором, дала сбой на элементарной, кажется, вещи — уборке улиц. Молодые профессионалы и опытные хозяйственники, как называли себя члены правительства, не смогли справиться с последствиями снегопадов. Чиновники винили жителей города — не там паркуются — и погоду. Зима к концу правления губернатора стала какой-то аномальной.

После катастрофических зим ругать губернатора начали не только в интеллектуальных кругах, но и на улицах города. Это стало, как принято говорить, модным трендом. По данным соцопросов, к февралю 2010 года число поддерживающих политику Валентины Матвиенко упала до рекордно низких 33 процентов. А число противников выросло почти в два раза.

Впрочем, у губернатора есть еще два месяца, для того чтобы попробовать переломить ситуацию и войти в историю Петербурга не только как градоначальник, при котором ходить зимой по улицам города снова стало смертельно опасно.

Читайте также