Туристов пустили в заброшенное подземелье

29.06.2011, 17:29

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В эстонском городе Кохтла-Ярве всем желающим приглашают на необычную экскурсию — спуститься в шахту, которую не эксплуатировали десять лет.

Каска для экскурсии. В эстонском Кохтла-Ярве энтузиасты всем желающим предлагают окунуться в атмосферу шахтерской жизни. Десять лет назад, когда спрос на сланец стал падать, работы по добычи породы были остановлены. Вместо того, чтобы окончательно затопить ненужную шахту, энтузиасты оставили все без изменения и приглашают посетителей на экскурсии.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко тоже решила спуститься под землю.

Посетителям этого музея вместо тапочек выдают каску с шахтерским фонарем и утепленную спецовку, поясняя: осмотр экспозиции проходит при температуре плюс 8, и это лишь минимум экипировки настоящего горняка.

Рейн Киристая, ветеран шахты «Кохтла», экскурсовод: «Когда шахтеры шли в шахту, они брали самоспасатели, шахтерские лампы, и ламповщица регистрировала их при спуске в шахту. То есть они брали с собой такие квадратики. И нам было известно, где находится шахтер».

Экскурсия пролегает на глубине восемь метров и в пять раз короче шахтерской смены. Но под руководством Рейна Киристая, прослужившего на шахте «Кохтла» почти полвека, даже ребенок научится добывать самое полезное ископаемое Эстонии.

Рейн Киристая: «Коричневые полосы — это сланец, а серая полоса между сланцевыми слоями — это известняковая порода».

Десять лет назад эта шахта была закрыта и затоплена. Но полтора километра старых горных выработок оставили, оградив бетонными перемычками и снабдив насосной установкой. Уцелевшую технику превратили в экспонаты. Самый раритетный из которых — немецкого производства — относится еще к эпохе ручного труда.

Рейн Киристая: «Чтобы доставать отсюда сланец, в то время шахтерам пришлось бурить ручными сверлами. Они бурили сверлами сланец».

Кирка вроде той, что вершил трудовые подвиги Стаханов, в Эстонии давно не популярна. Равно, как и украинский комбайн. Он хорош для угля, а сланец намного тверже. Наследие СССР теперь поражает разве что грохотом.

Не меньшая реликвия — подземный велосипед, средство передвижения минеров. Если педали из-за ржавчины не крутятся, стоит пересесть в купе подземного электропоезда. Такой состав ежедневно доставлял шахтеров к месту работ. У рафинированных туристок этот главный забойный аттракцион вызывает состояние шока.

Елена Сергеева, экскурсантка: «Вообще-то, места маловато. Тесновато, страшно, а люди здесь работали».

До 60-х годов прошлого века в забоях эстонских шахт работали и женщины. В основном, — мотористами и взрывниками. Проходчиков среди представительниц прекрасного пола не было. И это понятно. Бурмашина весит без малого 40 килограммов. И женским этот труд, конечно, не назовешь.

Из шахтерской зарплаты гид секретов не делает. В советские времена передовик получал до 400 рублей, сегодня — до 1000 евро. Об оборотной стороне коммерчески привлекательной профессии напоминает наглядная агитация. Кажется, что техника безопасности и личная гигиена для эстонского шахтера — превыше всего.

Но там, где когда-то мыли сапоги перед выходом, сегодня моют руки перед едой. Подземный общепит имеет отношение не к истории, а к сервису. Хотя в меню необычного ресторана и заявлена настоящая шахтерская солянка.

Читайте также