Лирика Бродского — вдохновение для актера

27.06.2011, 17:50

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театра Европы премьера моноспектакля Алексея Девотченко.

В театре Европы премьера. Н малой сцене — моноспектакль Алексея Девотченко «Вальс на прощанье». Он создан на основе цикла ранних стихотворений Иосифа Бродского «Из „Школьной антологии“». Но постановка Владимира Михельсона не только о Бродском или про Бродского.

Корреспондент НТВ Алексей Кобылков побывал на генеральной репетиции.

Алексей Девотченко признается, что само слово моноспектакль не любит. Потому, что в общем представлении — это когда какой-то дяденька на сцене в жабо, рядом тетенька за роялем. И, по сути, — просто чтение под музыку. При этом сам играет моноспектакль вот уже который раз. Теперь — по Бродскому.

Его первый моноспектакль 20 лет назад так и назывался «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с оркестром». После этого были постановки по Салтыкову-Щедрину, Лимонову и еще как бы моноспектакль «Записки сумасшедшего» в московском ТЮЗе, где несколько других персонажей на сцене все-таки появлялись.

Алексей Девотченко, заслуженный артист РФ: «В моноспектакле я могу сыграть то, что никогда не сыграю в условиях большого театра, большой сцены, большой густонаселенной постановки».

Раскладушка, магнитофон, картуз на полу, глобус на ниточке. Вероятно, если всматриваться, можно разглядеть на нем и село Норенское, место ссылки Бродского, и Ленинград, и Венецию, и штат Массачусетс, но это ложный след. В спектакле — ничего биографического. Хотя глобус — это, конечно, нужная метафора.

Владимир Михельсон, режиссер: «Тема — это человек, я. Человек — частная структура, которая несет в себе космос. И чем более он себя ощущает как частное лицо, тем шире в нем этот космос».

Здесь будут и тексты Солженицына с Буковским, и даже ленинские цитаты, но, в основном, ранняя лирика Бродского. По словам Девотченко, к Бродскому он шел уже давно и его совершенно не интересует, поймут зрители, о чем он говорит, или нет.

Впрочем, главный герой «Вальса на прощание» честно предупреждает: пока никаких завершенных форм, как у Бродского: «На ощупь как случайный обитатель / чужой квартиры пальцами во тьме / по стенам шарит в страхе выключатель».

Читайте также