«Таганка» скажет последнее слово

27.06.2011, 05:00

Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Театре на Таганке дают пресс-конференцию по следам пражского скандала.

Конфликт в Театре на Таганке достиг кульминационной точки. Сегодня в 16:30 актеры созывают пресс-конференцию, чтобы изложить свою позицию и рассказать о произошедшем на пражских гастролях.

О том, что в театре серьезный раскол, стало известно накануне, когда художественный руководитель Юрий Любимов заявил, что в июле навсегда покинет труппу. По словам основателя «Таганки», ситуация обострилась до крайности. Согласны с этим и артисты, которые утверждают, что в этом нет их вины.

Юрий Любимов, художественный руководитель Театра на Таганке, народный артист России: «Прага весной — это просто поэзия».

Эти интервью худрук «Таганки» дал в Чехии 24 июня. Через час после расслабленной беседы с журналистами он был на сцене Пражского национального театра.

По версии Любимова, перед генеральной репетицией артисты потребовали выплатить гонорары за несыгранные еще спектакли. Сами актеры утверждают, что требовали деньги за отработанные гастрольные дни. Как передает корреспондент НТВ Александр Калинин, полную версию произошедшего в Чехии актеры собираются изложить на пресс-конференции.

Один из ведущих актеров, Сергей Трифонов, выложил на своей страничке в «ВКонтакте» аудиозапись того, как разразился конфликт из-за денег. Действующие лица: Иван Рыжиков — актер, Юрий Любимов — худрук, Каталин — его супруга, Сергей Трифонов — актер.

Иван Рыжиков: «У нас в коллективном договоре есть такой пункт».
Юрий Любимов: «Это я и без Вас знаю».
Иван Рыжиков: «…что все артисты…»
Юрий Любимов: «Сядьте и помолчите. Сейчас же!»
Каталин: «Будьте любезны, замолчите!»
Иван Рыжиков: «Не надо кричать. Вы очень много кричите».
Юрий Любимов: «Сядьте».
Иван Рыжиков: «Вы очень много всегда кричите».
Каталин: «А Вы поступаете не по закону».
Иван Рыжиков: «Я сейчас говорю от лица коллектива».
Каталин: «Коллектива нет».
Иван Рыжиков: «Есть».
Каталин: «Здесь не коллектив нужен, а команда».
Юрий Любимов: «Кати, перестань, не разговаривай с хамлом».
Сергей Трифонов: «Я и не разговариваю».
Юрий Любимов: «И я с Вами не разговариваю».
Иван Рыжиков: «Это все частности, нам деньги нужны, Юрий Петрович».
Юрий Любимов: «Деньги вам нужны?»
Иван Рыжиков: «Мы просим выплатить только то, что причитается нам».
Юрий Любимов: «Деньги вам сейчас будут выданы!»

Заслуженная артистка Татьяна Сидоренко выступила с предположением, что руководство театра собиралось присвоить гонорар. Сегодня в телефонном разговоре она особо подчеркнула, что спектакль в Праге был бы сыгран в любом случае. Никаких ультиматумов по поводу невыхода на сцену режиссеры не выдвигали и молчание до сих пор хранили из уважения к мэтру.

Татьяна Сидоренко, заслуженная артистка Росии: «Вы понимаете, что возмущает? Что „артисты подвели Россию“. Когда мы это услышали, ну, как вам сказать, просто слов не было. Это Юрий Петрович Любимов говорит о том, что артисты подвели Родину, Россию. Для нас это неприемлемо вообще. Для нас это мерзко просто.

Мы живем в состоянии ненависти уже много лет. Нас ненавидят. У нас актер не является основной ценностью. У нас вообще человек в театре не является ценностью. Вы же слышите все комментарии на протяжении многих лет, слышите, что говорит об артистах руководство нашего театра, какие высказывания… Ведь ни одного доброго слова. А мы в этом живем, мы же выживаем все эти годы в этом театре.

Мы ведь почему молчали? Ну, естественно, потому что помнили, что такое театр, мы не хотели вступать в одну и ту же воду и повторять то, что произошло в 1991 году. Мы не хотели идти опять же по пути старой Таганки, по пути МХАТа. Вы говорите, „Таганка кончилась“… Да она кончилась в 1991 году, когда вы покинули театр. Мы не хотели по пути МХАТа идти. Мы хотели внутри все это решить. Ведь это все варилось внутри, это все терпелось и терпелось, и терпелось».

Театральные страсти бурно обсуждают в социальных сетях. Ветеран Таганки Вениамин Смехов сегодня поделился своим мнением. Короткая реплика актера уместилась в стандартные для Twitter 160 символов. Для описания длинного карьерного пути Любимого этого оказалось достаточно.

Вениамин Смехов: «В 60-е годы Ю.П. твердил: „Огни и воды мужчина пройти может, но медные трубы — никогда“. В конце „Таганки“ оказалось: „Недобрый человек из Сезуана“».

Вопреки обыкновению, зрительный зал на той репетиции не пустовал. Любимов решил провести ее в форме мастер-класса. Студенты, профессура и журналисты в итоге едва не стали свидетелями театрального раскола. Деньги актеры все-таки получили, репетиция прошла удачно, спектакль «Добрый человек из Сезуана» и вовсе сорвал шквал аплодисментов. Какие страсти бурлили за гримом и декорациями, тогда знали немногие.

Сергей Трифонов, артист Театра на Таганке: «Никаких ультиматумов не было, никто не отказывался репетировать, никто не отказывался играть. Мы сказали: Юрий Петрович, позвольте, мы знаем, что существует договор, раздайте людям заработанные ими деньги. После чего последовало: я ухожу из театра. Я понимаю желание Юрия Петровича. Желание у него простое: скандал этот был нужен, безусловно, чтобы на волне этого скандала расформировать театр и на его основе под той же самой вывеской набрать других людей, что называется на контрактной основе».

Юрий Любимов пришел в Театр на Таганке в 1964 году. В 1980-х из-за конфликта с властью худрук уезжает за границу на пять лет. Он возвращается в начале перестройки и берется за возрождение театра. Ставит запрещенные спектакли «Живой», «Владимир Высоцкий» и «Борис Годунов». В 1992-м театр распадается на две части. Любимову удается пережить раскол и сохранить аудиторию.

Сегодня патриарх российской режиссуры заявил, сил бороться с труппой у него больше нет. Публично высказывая претензии к актерам, он заявил, что они хотят меньше работать и больше зарабатывать. И только этим озабочены. События в Праге он назвал бунтом и шантажом, отметив, что выдал деньги во избежание скандала, который все-таки состоялся. Работать с труппой Любимов больше не хочет, и назвал дату ухода — 15 июля. Таганка кончилась, заявил театральный мэтр.

Читайте также