В Израиле растут плантации солнечных батарей

26.06.2011, 13:12

Видео программы «Сегодня»

Израиль приступил к активному освоению возобновляемых источников энергии. Это в первую очередь относится к солнечному свету.

Израиль приступил к активному освоению возобновляемых источников энергии. Это в первую очередь относится к солнечному свету, благо географическое положение страны позволяет круглый год использовать его яркие лучи.

Власти таким образом решают сразу несколько задач: экологическую — заботятся об окружающей среде; и стратегическую — создают альтернативу традиционным энергоносителям, поставки которых в последнее время все чаще сопровождаются серьезными перебоями.

К 2020 году страна намерена перевести на альтернативные источники энергии до 10% своих мощностей, сообщает ближневосточный корреспондент Руслан Гусаров. Цифра небольшая — к примеру, в Европе стремятся к 20%, — но для маленького Израиля весьма ощутимая.

Яков Хаин, старший вице-президент Национальной энергетической компании «Кеврат Хашмаль»: «С одной стороны, конечно, хорошо не зависеть от арабской нефти и не зависеть от газа других стран. Чем больше солнца мы сможем использовать и ветра, тем лучше».

В Израиле в силу природных особенностей нет гидроэлектростанций, а в силу геополитических проблем нет и станций атомных. Основной источник энергии — приобретаемый за рубежом уголь и газ, поступающий из Египта. Последние теракты на газопроводе на Синайском полуострове вновь обострили проблемы энергетической безопасности и заставляет активнее использовать энергию солнца.

Солнечные батареи приморского кибуца Мааган Михаэль обеспечивает бесплатной электроэнергией около 200 собственных хозяйств — это более 600 жителей. Еще часть энергии остается, ее продают государственной электрической компании. Тариф хороший — почти в два раза больше, чем за энергию, выработанную на угольно-газовых станциях. Но госкомпания гарантированно покупает ее.

Кроме того, в этом кибуце систему серьезно модернизировали: теперь она не только преобразовывает и аккумулирует солнечную энергию, но еще и греет воду и самоохлаждается, что сильно повысило ее КПД. И хотя стоимость так называемого солнечного электричества с учетом дорого оборудования в 3–4 раза выше обычного, государство всячески стимулирует процесс, вовлекая в него, по сути, все население страны.

Яков Хаин, старший вице-президент Национальной энергетической компании «Кеврат Хашмаль»: «Просто поднимают общий тариф. Тот, кто это устанавливает, он зарабатывает. Все люди платят эти деньги, но те предприниматели, которые могут поставить батарею и продать электричество по выгодному тарифу электрической компании, они выигрывают».

Экологи наблюдают за происходящим с известной долей скептицизма. Они признают эффективность некоторых шагов правительства по уменьшению токсических выбросов в атмосферу, прежде всего за счет перевода электростанций с мазута на газ. В целом нравятся им и проекты солнечных батарей, за одним лишь исключением: не стоит забывать, что компоненты этих систем достаточно токсичны по своей природе.

Михаил Сандигурский, консультант-эколог: «В батареях есть различные металлы, в том числе и тяжелые. Через 10–15 лет уже начнется, так сказать, процесс замены. Они в Израиле определяются как токсичный мусор, их захоранивают, причем за деньги».

Уже несколько месяцев в качестве эксперимента по Израилю ездят три десятка машин, оснащенных только электродвигателями. А по всей стране создается масштабная инфраструктура для электромобилей.

Растут быстрыми темпами и плантации солнечных батарей. Израильское общество ищет непростой баланс между экономикой и экологией, деньгами и здоровьем.

Читайте также