Триумфальная реставрация с божьей помощью

24.06.2011, 18:22

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Восстановление иконостаса в Петропавловском соборе началась с молебна.

Сегодня в Петропавловском соборе приступили к реставрации уникального творения зодчего Ивана Зарудного — иконостаса. Этого момента прихожане и священники ждали не одно десятилетие: работы приостановили из-за отсутствия финансирования.

В каком состоянии находится композиция сейчас и что предстоит сделать, узнала корреспондент НТВ Дарья Криволапова.

Возобновление работ по реставрации иконостаса в Петропавловском соборе решили отметить по-церковному, молебном. В конце службы игумен Александр вспомнил президента Дмитрия Медведева. Собственно, благодаря его вмешательству, появилась возможность заняться воссозданием алтарной части храма. Долгое время иконостас простоял в лесах.

Реставрация иконостаса началась в конце 90-х. Часть работ была выполнена, но завершить ремонт полностью не хватило денег. По словам специалистов, тогда было сделано совсем немного. И сегодня им предстоит очень трудоемкий процесс. Но они надеются, что в следующем году посетители Петропавловского собора смогут увидеть иконостас таким, каким он задумывался 300 лет назад.

Три века назад Пётр I дал устное указание — строить иконостас для первого кафедрального собора Российской империи. Изготавливали его в Москве под руководством Ивана Зарудного. Алтарная часть была деревянной. Использовали дуб, лиственницу и липу.

А для золочения — червонцы, которые имели красноватый оттенок. До наших дней внешний вид иконостаса практически не изменился. Только центральные царские ворота в XIX веке заменили на металлические.

Марина Логунова, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга: «Центральная часть иконостаса напоминает триумфальную арку, и связано это было с триумфальностью петровского времени. И царские врата, если вы присмотритесь, венчают два ключика крестообразно. И тут проходит мотив ключей, который Петр I завоевал от Балтийского моря».

Работы пока не начались. В мастерских хранятся деревянные позолоченные фигуры. Их успели привести в порядок еще в те времена, когда было финансирование. Реставраторы говорят: скульптуры поступили в плачевном состоянии, с трещинами и утратами. Вместо полихромного золочения, где матовое покрытие дополнялось блестящим, однородное.

Галина Доля, реставратор: «Пришлось сделать большое укрепление, закрыть все недостающие части специальным составом, на который потом наносится золото, как матовое, так и блестящее».

А вот художественные полотна еще предстоит отреставрировать. Специалисты говорят: то, что начато их предшественниками, сегодня никуда не годится. Холсты сначала будут отпрессовывать, отпаривать, а уже затем изучать, в каком состоянии находится масляный слой.

Сам иконостас сегодня раскрыт до авторского слоя грунта. В таком состоянии он, конечно, наиболее уязвим. Поэтому реставраторы готовы немедленно приступить к работе, чтобы не потерять то, что удалось сохранить за века.

Александр Колякин, директор Государственного музея истории Петербурга: «В самой реставрации иконостаса и алтаря есть дополнительные вопросы, трудности. Мы, безусловно, будем изыскивать возможности, чтобы, как только реставраторы приступят к работе, главное не останавливаться, сделать по возможности как можно больше».

Кроме иконостаса планируют заняться и общим убранством собора. На исторических фотографиях видно, что храм был украшен венками из золота, серебра и драгоценных камней. Сегодня остался только один. Александр Колякин уверен, что со временем они восполнят утрату. И тогда собор действительно предстанет перед гостями во всем петровском великолепии.

Читайте также