Инвалидов-колясочников не пускают в метро

21.06.2011, 19:11

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Студентка из Санкт-Петербурга Евгения Гурина снова безуспешно пыталась попасть в метро, слыша невозмутимое «инвалидам не положено».

Сегодня студентка из Санкт-Петербурга Евгения Гурина снова безуспешно пыталась попасть в метро, слыша невозмутимое «инвалидам не положено». На минувшей неделе девушка написала о такой несправедливости в своем блоге, получив множество комментариев сочувствующих, поддержку правозащитников и примечательный ответ руководства подземки.

Там заявили, что людей на колясках в метро не пускали никогда, даже с сопровождающими, и дали понять, что вообще не понимают, из-за чего весь сыр-бор.

Репортаж корреспондента НТВ Николая Булкина.

Третий раз за день съемочная группа НТВ пытается вместе со студенткой Евгений спуститься в метрополитен в центре Санкт-Петербурга. Вход в подземку для девушки на инвалидной коляске и на этой станции закрыт, несмотря на купленный жетон.

— Ну, вы прекрасно понимаете, что это не от меня зависит!
— Я понимаю.
— Ну а что тогда? Я вам еще раз говорю: есть справочная, пожалуйста!

Вообще-то Евгения уже много лет беспрепятственно пользуется метро, всегда с сопровождающим. Она аккуратно ставит коляску на тормоз и спускается по эскалатору с разрешения служащих. А тут на всех станциях запрет. Говорят о неком распоряжении главы метрополитена.

Евгения Гурина: «Сотрудник метрополитена сказал, что он может впустить меня, но за это его лишат премии. А премия в 8 тысяч — это ощутимо».

Девушка сделала запись в блоге. В итоге — сотни комментариев, внимание журналистов и мгновенная реакция от руководства города и метрополитена.

Владимир Гарюгин, начальник ГУП «Петербургский метрополитен»: «Ни в одном метрополитене мира эскалаторы не используются как транспортное средство для инвалидов-колясочников. Коляска с человеком представляет очень, в общем-то, такой серьезный объект, который может принести тяжелое увечье на эскалаторе».

То есть распоряжения на бумаге не существует. Но пускать колясочников, действительно, нельзя. На днях просто еще раз служащих строго проинструктировали о технических данных эскалатора.

Сергей Тимохин: «Самая большая проблема — это ступеньки. По эскалатору-то спуститься легко, он сам тебя везет».

Некоторые инвалиды все же не хотят себя ограничивать в возможности пользоваться метро. Петербуржец Сергей Тимохин снял ролик «Как я ехал в баню на Васильевский остров». Петербургская подземка в нем — как полоса препятствий.

Сергей Тимохин: «Не пускают часто. Даже бывает, говорят, нужен сопровождающий. Вот стоишь, ловишь сопровождающего. Только тогда пропускают».

Это проблема всех российских городов, где есть метрополитен. По документам, основное препятствие на пути инвалида — эскалатор, но есть и другие.

Светлана Носачёва, президент Фонда правовой защиты и поддержки инвалидов «Без барьеров»: «Сейчас строятся новые линии и декларируется, что они приспособлены для инвалидов. На самом деле я была там, проверяла это метро. И вагон приходит на целую ступеньку выше, чем платформа. Это, конечно, недопустимо, потому что инвалиду самому самостоятельно никак не подняться в вагон».

Владимир Лукин, уполномоченный по правам человека в РФ: «Конечно, надо встретиться экспертам и специалистам и разработать проблему коренного изменения ситуации в тех традиционных видах метро, которые уже существуют долгие годы».

Открытая дискуссия, начатая в блогах, теперь заставила задуматься о технических решениях проблемы.

Леонид Фионин, председатель Петербургского отделения организации «Всероссийское общество инвалидов»: «Будут привлечены люди с нестандартным, так сказать, мышлением, то есть специалисты, а именно конструкторы, которые будут пытаться сейчас создать такой агрегат, который позволит спускать человека на инвалидной коляске по эскалатору без ущерба для самого человека, который его спускает, и для окружающих».

У Евгении сейчас сессия, и ей надо каждый день ездить в центр города. Метро для нее — самый удобный вид транспорта, потому что в автобусах еще проблемнее.

Евгений Гурина: «Очень сложно будет без метро, особенно зимой, потому что с Финляндского добраться до Пушкинской по нерасчищенным улицам это вообще нереально. А на метро проще, села и поехала… Ну, и до метро-то они чистят в любом случае».

В Санкт-Петербурге только на одной станции «Парнас» есть специальный лифт для инвалидов. Техническая возможность появилась благодаря тому, что эта станция новая и она неглубокого залегания. Если не считать наземные конечные станции, то инвалид-колясочник, по сути, может спуститься в метро и подняться из него только здесь, что делает его поездку в метро практически бессмысленной.

Читайте также