Мастер высшей пробы

17.06.2011, 19:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Он никогда не работал на потребу общества, делал тонкое, деликатное искусство, понятное не массам, но избранным. Об А. Сокурове рассказывают друзья и коллеги.

Он собирался снимать кино о нескольких весенних днях Гитлера в Альпах, но в Роскино сказали: «Ты с ума сошел. У тебя город блокаду пережил, а ты — про Гитлера… Не дадим денег!» На что он ответил: «Я художник и сам выбираю, что снимать». Деньги на фильм ему собрали в Германии, и на экраны вышел очередной киношедевр «Молох».

Такую легенду рассказывают про Александра Сокурова, который 14 июня отметил свой юбилей. Человек необыкновенного таланта, мощной гражданской позиции, человек совести.

Он никогда не работал на потребу общества, делал тонкое, деликатное искусство, понятное не массам, но избранным. Он скромен и застенчив, не выставляет напоказ свою жизнь. Его обожает западный зритель. На родине о нем слагают легенды.

Журналисты НТВ пообщались с юбиляром и людьми, которые близко знают самого мастера.

Борис Аверин, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ: «Господствует клиповое мышление. Каждые десять секунд меняется кадр. А Сокуров делает то, что, наверное, не должен делать ни один режиссер. Он может остановить наше внимание на лице, на предмете, на пейзаже на пять минут. Зритель сидит и думает: „Когда это кончится?“» А он говорит: «Ты подумай, посмотри, Ведь такого мира ты не видел, об этом ты не думал».

Леонид Мозговой, актер: «Я сначала очень боялся, когда Чехова играл, а потом уже с ним ничего не страшно. Он точно знает, чего хочет, он так любит актеров, так трепетно к ним относится, что все обожают с ним работать, все».

Сергей Дрейден, актер: «В нем есть такой человеческо-художнический стержень, который тебе напоминает тебя самого в лучшие достойные минуты. Ты вспоминаешь те поступки, которые забываются, потому что ты хочешь нравиться, хочешь чего-то все время».

Борис Аверин, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ: «Для меня Сокуров-писатель входит в тот бесконечный (хотя, конечно, конечный) ряд: Карамзин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Чехов, Бунин, Набоков. Для меня как для профессионального читателя Сокуров стоит в этом ряду».

Сергей Дрейден, актер: «Я одну позицию вижу: позицию человека, который занимается творческим делом. И то, как им занимается Александр Николаевич и в момент подготовки, и (самое потрясающее) в момент съемки».

Леонид Мозговой, актер: «Это адский труд, и у него все время замыслы. Сейчас он что-то в Лувре будет снимать, и он везде по миру ездит, и весь мир-то его знает и любит. Я вот сейчас был в Иваново на фестивале Тарковского. Там председатель жюри был Рейн Файнс. Когда я ему сказал, что я снимался у Сокурова, он сказал: „Я Вам завидую“. Я сказал: „Я сам себе завидую“».

Александр Сокуров, режиссер: «Главное, что я сейчас очень четко понимаю, что никогда ничего в жизни я бы не сделал без помощи людей. В одном я абсолютно счастливый человек, что на моем пути встречалось столько добрых, ласковых, порядочных, честных людей.

И я, конечно, создан как личность, как человек не по образу и подобию Божьему, а по образу и подобию этих людей. Потому что всегда в самые тяжелые моменты моей жизни обязательно кто-то протягивал руку помощи».

Читайте также