Платоновский фестиваль станет ежегодным

13.06.2011, 10:12

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В камерном театре Воронежа сегодня покажут «Житейской дело» Андрея Платонова.

В камерном театре Воронежа сегодня покажут «Житейской дело» Андрея Платонова. А в драмтеатре этим же вечером будет идти спектакль по другому произведению писателя. Его пьесы, повести и рассказы звучат со сцены уже вторую неделю, с тех пор, как 4 июня в городе начался первый в истории Международный платоновский фестиваль, который отныне станет ежегодным.

Корреспондент НТВ Ольга Чернова изучила программу.

Помочь открыть писателя и почувствовать мироощущение Андрея Платонова — главная задача I Международного платоновского фестиваля. В зале Художественного музея имени Крамского посетители погружаются во мрак. Тема разрыва идеала с действительностью, когда строительство дворца для всего пролетариата обернулось вырытым котлованом. Это инсталляция российско-изральского скульптора Хайма Сокола по роману Платонова «Котлован».

Платоновские сочинения на театральной сцене ставят не часто, потому что трудно. Мотив истощения существования, которым пронизаны его произведения, передать не просто, сетуют режиссеры. Театр-студия Олега Табакова привез на фестиваль рассказ о счастливой Москве. Драма людей, искалеченных идеей всеобщего счастья. Актеры признаются: уникальные платоновские фразы им даже играть не надо. Главное — не ошибиться и донести до зрителя глубокий язык писателя.

Ирина Пегова, исполнительница роли Москвы Честновой: «Соврешь слово и кажется, что Платонов переворачивается. Потому что нельзя слова эти заменить ничем. Они настолько точны. Хотя удивительно, что вот я читала о том, что у него все эти сложнейшие конструкции, они имеют еще и по три, по четыре редакции».

Казалось бы, чего проще рассказать сказку, но режиссер Валентин Козловский, поставивший в Воронежском театре кукол «Волшебное кольцо» Платонова, долго искал с актерами, художниками и композитором оформление платоновской истории. Впервые в постановке звучат неизвестные стихи Андрея Платонова, написанные им в 17 лет.

Валентин Козловский, режиссер спектакля «Волшебное Кольцо», Воронеж: «Он попытался все-таки внести в эту сказку проблему человека, который — лагерная пыль, ничто».

На фестиваль приехали известные европейские литературоведы. По их словам, творчество Платонова еще предстоит раскрыть для зарубежного читателя. Многие его произведения не переведены. Только сейчас стало возможным познакомиться с рукописями.

Филипп Буллок, профессор Оксфордского университета: «Самые известные тексты не совпадают с рукописями, и очень трудно понять, что мы до сих пор читаем писателя такого масштаба, как Платонов, в ненадежных текстах».

В течение двух недель — десятки выставок, спектаклей и концертов. Произведения современников писателя, Шостаковича и Хиндемита, симфонический оркестр исполнял в парке заброшенного замка принцессы Ольденбургской. И если говорить платоновским языком, «под небесами Родины». Андрей Платонов всегда искал вдохновение в музыке, о ней писал: «Музыка как будто обещает человеку друга и светлое будущее». Виолончелист Давид Герингас считает: музыка Шостаковича поможет лучше понять поэтику абсурда Платонова.

Давид Герингас, виолончелист, Германия: «Все большие художники близки друг другу, потому что они выражают время, в котором они жили. И здесь, я думаю, что Шостакович и Платонов очень близки друг другу».

Этот концерт зрители назвали изюминкой фестиваля. Во многом он стал символичным. Классическая музыка на закате. Заброшенный замок, оживленный огнями и сотни людей под луной во мраке, каждый из которых, как и платоновские герои, тоже мечтают о своем счастье.

Читайте также