Грустный юбилей пионера отечественной анимации

10.06.2011, 19:18

Видео программы «Сегодня»

Юбилей отмечает студия, на которой были созданы все шедевры советской мультипликации от культового «Ну, погоди» до эстетского «Ёжика в тумане».

Сегодня отмечает юбилей студия, на которой были созданы все шедевры советской мультипликации от культового «Ну, погоди» до эстетского «Ёжика в тумане». «Союзмультфильму» исполнилось 75.

Правда, в этом случае день рождения — действительно грустный праздник, поскольку кроме былых достижений студии гордиться особо нечем. Почему советская мультфабрика не вписалась в новые условия жизни, уступив свое место успешным частным студиям, выяснил корреспондент НТВ Сергей Морозов.

«Союзмультфильм» был практически монополистом в советском мире сказок. Но сейчас свое 75-летие эта киностудия встречает в состоянии благородной ветхости. Со всех сторон на нее наступают бетонные громадины, и эта архитектура лучше всего отражает положение дел в современной отечественной анимации.

За вывеской почти ничего нет: пустые коридоры, девять штатных сотрудников — это все, что осталось от крупнейшей студии в Европе. Вячеслав Шилобреев пришел сюда 55 лет назад, тогда ему было 19 лет.

Вячеслав Шилобреев, начальник музейно-выставочной деятельности киностудии «Союзмультфильм»: «В этой комнате происходило заседание художественного совета, иногда решались и судьбы фильмов».

Несколько комнат на четвертом этаже еще держат на случай, если от государства поступят какие-то заказы. Но их получают другие студии, а «Союзмультфильм» живет прошлым…

Тут лежит кукла из мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», а вот Слоненок — только не тот, который с Мартышкой и Удавом, а который идет в школу. Кто-нибудь помнит такого? В углу притаился барабан для звуковых эффектов. Понятно, что теперь его уже не используешь, но и выбросить жалко.

Вячеслав Шилобреев: «Достаточно было крутить его и в зависимости от того, что подставляли — расчесочку или что-то еще, — звук изменяется».

Помощник режиссера Надежда Кириченко водит экскурсии по студии. Она создавала один из последних узнаваемых мультфильмов этой студии — про попугая Кешу. Но недавние попытки снять продолжение сорвались потому что, как говорил Карлсон, «в мире сказок тоже любят булочки».

Надежда Кириченко, сотрудник киностудии «Союзмультфильм»: «Был такой директор, который забрал себе все деньги. И Кешины тоже».

Теперь у «Союзмультфильма» всего один фильм в производстве — по сказкам Гофмана, по рисункам Шемякина. Он снимается уже 10 лет, на пластмассовых куклах. Эта технология, о которой в мире уже позабыли.

Станислав Соколов, режиссер: «Маленький фильм можно сделать на маленькой студии, полнометражный фильм на маленькой студии сделать в принципе нельзя. А для проката, конечно, важны большие проекты».

Не сказать, чтобы в России больше не выпускаются мультфильмы — делаются и большие, и маленькие, и серьезные, и не очень. Но на других студиях. Уже выросло целое поколение аниматоров, которые не связаны со старой традицией. Они получают те самые деньги от государства, которые мог получить и не получил «Союзмультфильм», и считают, что восстанавливать прежнюю великую студию не надо.

Анатолий Прохоров, художественный руководитель мультипликационного проекта: «К сожалению, за 20 лет она настолько распалась, что это примерно как реконструировать Парфенон и требовать, чтобы он был приспособлен для служения ритуальных обрядов и возрождения этой самой языческой религии».

«Союзмультфильм» был создан в эпоху, когда государство собирало все силы в кулак: литераторы в одном союзе, художники — в другом, был «Мосфильм», а был «Союзмультфильм». Теперь, пока у государства снова не появятся похожие идеи, восстановления гигантской студии анимации ждать не приходится.

Читайте также