Немецким врачам поставили оценки их пациенты

07.06.2011, 19:22

Видео программы «Сегодня»

В Германии появился народный рейтинг врачей. Его составили клиенты крупнейших в стране страховых компаний, ответив в Интернете на множество вопросов о каждом знакомом медике.

В Германии появился народный рейтинг врачей. Его составили клиенты крупнейших в стране страховых компаний, ответив в Интернете на множество вопросов о каждом знакомом медике.

Правда, большинство самих врачей (кроме, конечно, тех, кто занял верхние строчки) нововведением недовольны. Собкору НТВ Константину Гольденцвайгу они заявили: новая система оценивает что угодно, только не эффективность самого лечения.

Вместо клочков-талончиков — запись по телефону, вместо пухлых медкарт в окошке регистратуры — компьютер и улыбка бесплатно. И лишь сами немецкие пациенты на пороге врачебного кабинета от российских особо не отличаются. В глазах — та же боязнь и сомнения: стоит ли вверять здоровье незнакомому человеку в белом халате?

Петер Вилленборг, пресс-секретарь страховой компании: «Мы провели исследование среди наших клиентов, которое показало, что им не хватает элементарной информации о посещаемых ими врачах. Ежегодно шесть миллионов немцев вновь и вновь задаются вопросом: к кому теперь пойти лечиться? Всем этим людям просто недостает нужных сведений».

До сих пор эти сведения пациенты в Германии, как и в России, черпали от знакомых, знакомых знакомых, пока волей случая не выходили на хорошего доктора. Или плохого. Но отныне эта случайность должна быть исключена. Две крупнейшие в стране страховые компании запускают на своих сайтах всенародный рейтинг врачей.

Как и положено страховщикам, они все рассчитали. Каждый третий немец — их клиент. Выходит, гарантирована достоверность опроса. Принять в нем участие вправе лишь владелец страхового полиса, а значит, очернять друг друга сами медики не смогут. 33 контрольных вопроса о любом немецком враче сформулированы при участии социологов и самих пациентов. Каждый выверен с хирургической точностью — свободное изложение и особое мнение запрещены.

Петер Вилленборг: «Например, есть такие вопросы. „Когда врач прописывает мне лечебные процедуры и препараты, он разъясняет, какие это будет иметь побочные эффекты. Скорее да или скорее нет?“ Видите, мы задаем конкретные вопросы, но лишь такие, на которые пациент способен ответить».

Однако это и вызвало возмущение немецких врачей. Введению народного рейтинга многие из них противились до последнего. Ведь раз в списке вопросов все что угодно — от чистоты в кабинете до приветливости медсестры — только не итоги лечения, то причем тут тогда сами лекари?

Юрий Гойхман, врач-терапевт: «Вы не в состоянии оценить стоматолога, потому что вы понятия не имеете о том, что во рту у вас происходит. Вы потом в состоянии оценить, можете ли вы жевать. Но оценить стоматолога, как он работает, какими препаратами, какими инструментами, какими материалами вы не можете совершенно».

Сильвия Миттердьями, врач-терапевт: «Очень многое из того, о чем спрашивают в этом опроснике, относится действительно не к медицине, а к общему комфорту. Ну, как анкета в гостинице, знаете? Но ведь этот комфорт пациента тоже интересует».

Берлинский доктор Миттердьями, как и коллеги, вначале боялась, не станет ли этот портал в Интернете книгой жалоб для ноющих кляузников. Казалось бы, контроля за народным словом — никакого, а немецкий народ, как и русский, за словом в карман не полезет. Но и ее пациенты, и миллионы других сообща смогли разложить все по колбочкам.

Сильвия Миттердьями, врач-терапевт: «Удовлетворенность пациентов клиникой — 92%. Удовлетворенность от общения с врачом — 96%. Удовлетворенность от хода лечения — 90%. Это отличные результаты. И я, и моя команда были рады такой оценке».

Остается последний и главный вопрос: хороша ли и для российской больницы та идея, что вышла отнюдь не смертельной для немца?

Читайте также