Неизвестный «Годунов» дождался своего часа

06.06.2011, 18:08

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В день рождения Пушкина в капелле представят музыкально-драматическую постановку, над которой работали Всеволод Мейерхольд и Сергей Прокофьев и которая так и не была поставлена в СССР.

В капелле сегодня также отмечают день рождения Пушкина премьерой музыкально-драматического представления «Борис Годунов». На сцене воплотили замысел, над которым вместе работали Всеволод Мейерхольд и Сергей Прокофьев.

Тогда эти планы осуществить не удалось. И спустя более чем 70 лет, изучив сохранившиеся рукописи и архивные материалы, в театре воссоздали и довели до конца постановку.

Корреспондент НТВ Дарья Криволапова побывала на генеральной репетиции.

Всеволод Мейерхольд готовился показать «Бориса Годунова» к годовщине смерти Пушкина. В марте 36 года он начинает репетиции. Но уже в январе 37-го года неожиданно прекращает их. Вероятно, режиссер отказался от постановки по политическим соображениям. Ведь в 38 году театр был закрыт, а через два года расстрелян и Мейерхольд.

Через 70 лет в капелле решили возродить постановку. И собрали, можно сказать, золотой состав. Блистательный дирижер Владислав Чернушенко и лучшие драматические актеры.

На сцене появится и Николай Мартон. В этом спектакле он сыграет царя. По словам актера, Борис Годунов был гениальным правителем, но современники его недооценивали.

Николай Мартон, народный артист России: «Для актера очень интересно, что происходит в душе этого человека. Не только те реформы, которые он делал и т.д., но что с человеком происходило. И это меня очень привлекает, поэтому я с большим удовольствием занимаюсь этой ролью».

Каких-то особенных костюмов для спектакля создавать не стали. Владение словом Пушкина у всех актеров настолько убедительное, что никаких атрибутов Смутного времени и не требуется. Этого, кстати, добивался Мейерхольд. И, конечно, музыка Прокофьева.

К «Борису Годунову» он писал ее в самом расцвете своего таланта. И даже после знаменитой оперы Мусоргского сумел создать свою версию пушкинской трагедии. Каждый эпизод постановки Мейерхольд обсуждал с композитором. В итоге Прокофьев успел написать 24 фрагмента, которые так и не услышал в оркестровом исполнении.

Считалось, что рукописи режиссера, также как партитура Прокофьева, были утеряны при аресте Мейерхольда. Обнаружил их американский профессор, изучавший русскую культуру в Российском архиве литературы и искусства.

Владислав Чернушенко, дирижер, художественный руководитель Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга: «Первая постановка в Соединенных Штатах была студенческой. Состоялась довольно давно — более полувека назад. Но это был такой небольшой эксперимент. В Советском Союзе, России к этому спектаклю по каким-то непонятным причинам не обращались. Может быть, потому что информации об этом было очень мало».

Таким спектакль, возможно, и представлял себе Мейерхольд. Он трижды пытался поставить своего «Бориса Годунова». Режиссер был очарован русским поэтом. В своих рукописях он писал: «Я сколько раз ни читаю не только „Бориса Годунова“ Пушкина, а любую страницу Пушкина, она приводит меня в величайшее восхищением. Просто встать на колени перед его бюстом хочется».

Читайте также