Ценители прекрасного съехались в Венецию

04.06.2011, 19:13

Видео программы «Сегодня»

В Веенции открылась международная биеннале современного искусства. Жюри уже выбрало лучших художников и самые яркие проекты.

Сегодня по аллеям венецианского парка Джардини прогуливаются сотни людей, которые легко отличают инсталляцию от перформанса, разбираются в концепциях и тенденциях и вообще знают толк в современном искусстве. Международная биеннале современного искусства минувшим утром открылась для всех желающих, а жюри уже выбрало лучших художников и самые яркие проекты.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов погрузился в атмосферу тотального арт-шоу.

Рассказ о венецианской биеннале был бы не полон, если бы в нем не было похорон. Тема смерти волнует современных художников. Если она предмет искусства, над ней можно посмеяться. Но если вторгается в реальную жизнь, становится не до шуток.

В египетском павильоне показывали видеоинсталляцию, посвященную художнику Ахмеду Бассиони. Он был застрелен 28 января 2011 года на площади Тахрир, когда антиправительственные акции в Каире перестали быть мирными. Но перед смертью он успел отснять несколько видеокассет из самого центра событий.

Шади эль Носхакати, куратор египетского павильона: «Он был на площади Тахрир с самого начала революции, потому что хотел придумать какой-нибудь уличный перформанс. Но потом ситуация стала накаляться, началась стрельба, вокруг него гибли люди и он сосредоточил свое внимание на документации фактов».

Бельгийский художник Анджел Вергара размышляет о семи смертных грехах. На экранах мелькают фрагменты мировых новостей, которые иллюстрируют гордыню, зависть чревоугодие, блуд, гнев, алчность и уныние, а художник с помощь кисточки и красок пытается поймать что-то главное.

Анджел Вергара, художник: «Я направляю проектор на экран, ставлю камеру между проекцией и собой и ставлю стекло. Получается, что я рисую в движении, я прямо в происходящем действии».

Получившиеся стеклянные картины представлены в соседнем зале. Смешение стилей, материалов, видов искусства — это и есть венецианская биеннале. В одном зале идет кино, в соседнем выставлены фотографии, а между ними — ошарашенные зрители. Одна инсталляция производит на зрителей неизгладимое впечатление — двигающиеся головы. У этих экспонатов блестят глаза, видны мельчайшие морщинки и даже щетина.

Большинство экспонатов можно потрогать, а некоторых и вовсе бы не было, если бы не умелые ручки посетителей. Американская художница Норма Джин, взявшая, как не сложно догадаться, в качестве творческого псевдонима настоящее имя Мэрилин Монро, на своем стенде предлагает всем почувствовать себя немного художниками. Из большой кучи пластилина можно вылепить или написать на стене все, что душе угодно.
Правда, получается так, что сказать-то особо и нечего. Пишут в основном всякие глупости.

Сегодня жюри биеннале наградила лучших художников золотыми и серебряными львами из национальных павильонов. Жюри отметило павильон Германии. И снова — тема смерти. Оформлять немецкий павильон должен был художник и режиссер Кристоф Шлингензиф. Но он скончался, не успев закончить работу. Поэтому внутри — некоторые его произведения и большая инсталляция «Церковь страха».

Как только стали известны победители биеннале, в немецкий павильон выстроилась очередь. А значит, искусство должно продолжаться.

Читайте также