В Батайском центре учат собачьей работе

03.06.2011, 10:06

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

Батайский учебный центр управления Федеральной службы исполнения открылся после масштабной реконструкции. Теперь он — единственный на юге России, где собак учат ловить беглых преступников и вынюхивать наркотики.

Батайский учебный центр управления Федеральной службы исполнения открылся после масштабной реконструкции. Теперь он — единственный на юге России, где собак учат ловить беглых преступников и вынюхивать наркотики. Чтобы «поступить» туда, экзамен на профпригодность четвероногие абитуриенты сдают в совсем юном возрасте.

Ну а в самом процессе обучения сложнее приходится людям, признались корреспонденту НТВ Святославу Гордину кинологи.

Люди и животные, они приезжают сюда, как будущие напарники по службе. На курсе — 18 слушателей.

Андрес Аконс, слушатель учебного центра ГУФСИН РФ по Ростовской области: «Начинали мы с нуля, можно так сказать. За неделю нашли общий язык».

Это единственный на юге России учебный центр для кинологов и собак, которые будут работать за колючей проволокой. Занятия идут три месяца.

Немецкой овчарке по кличке Шах сейчас полтора месяца. Кинологи говорят: где-то через год он может начать обучение в этой школе, вполне для этого подходит, поскольку с характером и довольно активный. Ключевые черты — агрессивность и активность. Шах может стать и охранником, и сыщиком.

Сюда берут не всех. Служебная собака не должна быть трусливой. Тогда ее поставят на государственное довольствие. Обучаясь, собака из друга человека, говоря официальным языком, превращается в спецсредство, применяемое при побеге заключенного. На инструкторе во время дрессировки — синяя тюремная роба, но собак учат реагировать не на одежду.

Владимир Топоренко, начальник цикла кинологической службы учебного центра ГУФСИН РФ по Ростовской области: «Что ж получается… Переоденется тот же заключенный форму при побеге, и собака, получается, его не должна задерживать. Такого не должно быть. Команда „фас“ — задержание, обезвреживание. Все у нас работает».

Заключенный может не только сбежать, но и спрятаться. На тренировке собака его находит, но увлекается защитным рукавом. Значит, есть еще над чем работать.

Дрессировщик: «После хвата собаки производится рывок, и дрессировщик имеет возможность этот рукав отпустить, сбросить и отступить назад. То есть собака должна продолжить атаку на человека».

Второй предмет на курсе — поиск наркотиков в камерах и в передачах с воли. Правда ли, что животных «сажают» на наркотические препараты, чтобы они искали наркотики?

Алексей Каплин, начальник кинологической службы учебного центра ГУФСИН РФ по Ростовской области: «Нет, это не правда. Она ищет не дозу, как многие считают, а она ищет свою любимую игрушку, имеющую данный специфический запах. На этом строится процесс дрессировки».

Говорят, что на Западе служебная собака стоит несколько десятков тысяч долларов. Сюда на учебу многие кинологи приезжают со своими питомцами, и далеко не каждый — эталон породы. Рабочие качества важнее племенных. Задача центра подготовить в первую очередь кинолога, а он уже воспитает собаку.

Валерий Келарев, заместитель начальника учебного центра ГУФСИН РФ по Ростовской области: «Работать с собакой все-таки, мне кажется, немного легче, чем с человеком».

А кому учиться тяжелее?

Эльмур Кенжалиев, слушатель учебного центра ГУФСИН РФ по Ростовской области: «Скорее всего, мне, наверное. Потому что нужно огромное терпение. Нужно все время повторять. Самоподготовка нужна».

В отставку собаки обычно уходят, прослужив восемь лет. И нередко кинологи забирают своих бывших напарников домой. Но этому курсу думать о пенсии еще рано.

Читайте также