Дети дождя, которые побеждают болезнь

01.06.2011, 20:26

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Коррекционная школа для маленьких аутистов нуждается в помощи.

День защиты детей имеет особое значение для уникальной петербургской коррекционной школы. Федеральная экспериментальная площадка находится в Центральном районе. Здесь учатся дети-аутисты — 128 дошкольников и 39 школьников.

Их основная проблема — отстраненность от внешнего мира. Таким детям тяжело общаться, они живут в своей вселенной. Но благодаря специальным методикам, некоторые из выпускников потом завоевывают вселенную реальную. Они становятся астрологами и поступают в консерваторию.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина — о победах над болезнью.

На музыкальном занятии Серёжа с Даней как-то особенно старательно звенят в такт. Сегодня у них последний урок. Они выпускники дошкольной группы. Со следующего года у этих особых детей начнется новая более взрослая жизнь. Которая должна будет пополнить их мир новыми ощущениями и главное — новыми лицами. А для таких ребят умение контактировать — самое сложная наука.

Ираида Зенченко, учитель-дефектолог: «Очень трудно контакт с ними найти. А если они нас слышат и делают то, что мы просим, это уже большая победа. Потому что взрослых они в свой мир вообще не пускают».

Таких коллективных занятий у дошколят немного. Потому, что большинству воспитанников к ним надо долго привыкать. Хотя есть и такие, кто только и ждет любимых мелодий, чтобы поделиться своими положительными эмоциями с одногруппниками, пока остающимися наедине с собой.

Подход к детям, страдающим синдромом аутизма, педагоги коррекционной школы ищут с 94 года, когда авторы методик поняли: специалисты должны сопровождать малышей комплексно. Как будто повсеместно заполняя темные пятна их сознания.

Они переходят из рук в руки — психолога, дефектолога, логопеда, оказываясь в итоге у воспитателей, которые, не давая особо расслабиться, призывают вспомнить все пережитое за день.

Попав четыре года назад в центр, семилетний Даниил вообще не говорил и ничем не интересовался. Год к нему пытались найти подход. Сегодня он один из самых талантливых учеников. Умеет общаться (пусть в основном пока при помощи звуков и букв), хорошо ориентируется в предметах и грамотно составляет сложные слова. Уникальные способности аутистов — научно доказанный факт.

Не исключено, что в свое время Даня попадет в общеобразовательный класс, где не будет ему подобных. Метод инклюзии, когда больных детей внедряют в среду здоровых, еще один способ добиваться успеха. И не только в области знаний.

Лариса Деменчук, директор коррекционной школы — детсада №687 Центрального района: «Здоровый учится сострадать, сопереживать помогать больному ребенку. А больной ребенок тянется за здоровым и старается с ним общаться. То есть здоровый ребенок провоцирует аутиста на общение. Он его стимулирует. И это очень важный фактор в коррекции детей».

Несмотря на удивительные результаты, коррекционная школа, являясь государственным учреждением, испытывает массу трудностей. В аварийном состоянии два корпуса, и руководство центра не уверено, что сможет пустить туда в сентябре детей. Так в традициях равнодушия и экономии средств волшебство излечения может отойти на второй план.

Кажущиеся, на первый взгляд, простые игры и незатейливые разговоры, оказывается, могут перенести этих особых детей из своего замкнутого мира в мир, заполненный интересами и хлопотами обыкновенных людей. Только при этом они как будто сохраняют тягу к чему-то неизведанному, а иногда необъяснимому.

Увлекаясь знаниями, они продолжают изучения космоса или таинства музыки и цвета, идут в вузы, училища. Выпускник Дмитрий Музыкин уже успел закончить речевую школу, сдать ЕГЭ и поступить в техникум на специальность «Роспись по дереву». Покрывая поверхность яркими красками, студент признается: мастерство дается нелегко.

Дмитрий Музыкин, студент техникума: «Рисовать просто нравится много… Что дают, то и рисую. Бывают образцы и на листе бумаги».

В начале 90-х в Калининграде, откуда семья Музыкиных родом, не могли объяснить, почему ребенок не говорит и ни с кем не общается. Диагноз «аутизм» Диме поставили уже в Петербурге. И тогда его маме казалось: смысл жизни потерян.

Нашла она его в школе на Обводном, где ее сын стал улыбаться при виде незнакомых людей и где теперь она сама работает педагогом арт-студии. Так безысходность сменилась не только надеждами, но и творческими планами самого Димы, обладающего уникальной памятью схем метро городов мира, в которых он никогда не был.

Читайте также