Смертельная инфекция шагает по планете

31.05.2011, 10:03

Видео программы «Сегодня»

В ближайшие часы Россия может запретить ввоз свежих овощей из всех стран Евросоюза. Сейчас эмбарго действует только в отношении Испании и Германии.

В ближайшие часы Россия может запретить ввоз свежих овощей из всех стран Евросоюза. Сейчас эмбарго действует только в отношении Испании и Германии. Вводя его накануне, Роспотребнадзор предупредил, что ужесточит санкции, если ситуация со вспышкой кишечной инфекции в Европе не пойдет на поправку.

Спустя сутки лучше не стало: от отравления умерли уже 14 человек, сотни — в тяжелом состоянии, всего же заболевших — больше тысячи. В распространении опасной бактерии подозревают огурцы из испанской провинции Альмерия. Там, однако, причастность к заразе отрицают и, подсчитывая убытки, собираются компенсировать их с помощью ЕС.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг следит за ситуацией.

На третью неделю неутихающей эпидемии в этом слышатся не заверения, а скорее крик души: «Помидоры, огурчики! Налетай, покупай! Безопасный товар!». Для продавцов и фермеров на рынке Европы, от отчаяния превративших его в восточный базар, зараза бьет не по кишечнику — по кошельку. Но столь же беспощадны и санитарные службы Евросоюза.

Томас Франц, торговец: «Пока нам пришлось изъять из продажи все те овощи, которыми пугают покупателей, в первую очередь испанские огурцы. Хотя вчера передавали, будто якобы заражены и огурцы, и салат, и помидоры из северной Германии. Это уже просто глупость: это как же они там выросли в мае месяце?»

Немецкие специалисты, впрочем, непреклонны: виною дюжины летальных исходов стали действительно огурцы. Проделав колоссальную работу, изучив досконально все, что пили и ели более тысячи зараженных, немецкие медики смогли найти иголку в стоге сена. Источник высокопатогенной кишечной инфекции прятался в партии огурцов, прибывшей с одной из ферм на юге Испании. Но как в отборные овощи с образцовых, как казалось, андалузских грядок попала редчайшая и смертельно опасная бактерия?

Лотар Бойтин, микробиолог: «Сотни лабораторий пытаются сейчас определить источник появления этой бактерии, а также то, какие еще овощи, помимо помидоров и салата, возможно, также попали в зону риска. Надеюсь, мы успеем разобраться за пару дней».

Но пока они разбираются, гемолитико-уремический синдром — болезнь, о которой доселе слышали лишь ученые, — шагает по планете: вслед за Германией — Австрия, Чехия, Дания, Швеция. Европейские медики с одной из самых опасных форм кишечной палочки знакомы еще с 90-х, но никогда прежде этот штамм, синтезирующий смертельные токсины, не находили у тысяч пациентов. Едва ли не единственный путь, через который он мог попасть к человеку, — навоз и нечистоты. Но тогда ведь выходит, что на фермах Испании царит средневековая антисанитария? В главной житнице Европы оскорблены и настаивают на компенсациях за ущерб репутации.

Клара Агилера, министр сельского хозяйства и рыболовства Андалусии: «Я не знаю, почему все в этом скандале ополчились против Испании, против Андалусии и Альмерии. Остается только надеяться, что причиной этому — общая паника и спешный поиск виноватых, а не чьи-то коммерческие интересы».

Дитрих Гут, заместитель министра сельского хозяйства и прав потребителей Германии: «Нам действительно еще предстоит разобраться, ведь инфекция могла попасть в испанские овощи и во время их транспортировки. Пока по-прежнему не все ясно».

Прояснить хоть отчасти тревожную картину министры сельского хозяйства ЕС накануне пытались на экстренно созванном «огуречном» саммите в Будапеште. За здоровье Европы тут пили, предусмотрительно не закусывая.

Шандор Фазекас, министр сельского хозяйства Венгрии: «Благодаря свободному и открытому рынку европейцы привыкли наслаждаться южными овощами и экзотическими фруктами круглый год. Но вот и пришла расплата за это. Когда у бизнеса нет никаких ограничений, а только погоня за наживой вкупе с безответственностью, это приводит к таким результатам. К сожалению, и смертельным».

Чтобы их избежать у себя, Россия закрыла границы для импорта овощей из ЕС. Выходит, кому диарея, а российским же фермерам — золото, а не сезон.

Читайте также