Летчики не поняли самолет

27.05.2011, 19:01

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Сегодня эксперты французского Бюро расследования авиакатастроф (BEA) пролили свет на историю таинственной гибели у берегов Бразилии аэробуса «Эйр Франс».

Сегодня эксперты французского Бюро расследования авиакатастроф (BEA) пролили свет на историю таинственной гибели у берегов Бразилии аэробуса «Эйр Франс» (Air France). А-330, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж, рухнул в океан в июне 2009-го, унеся с собой жизни 228 пассажиров и членов экипажа и, как казалось, тайну своей гибели: «черные ящики» не удавалось найти почти два года.

Но вот в начале мая поиски увенчались успехом. Оказалось, что самописцы, лежавшие на глубине четырех километров, особо не пострадали, и эксперты довольно быстро выяснили, что происходило в аэробусе в его последние минуты. Предварительные результаты расшифровки сегодня появились на сайте бюро.

Обозреватель НТВ Вадим Глускер передает с места событий.

Это была самая дорогостоящая поисковая операция в истории авиации — 35 миллионов евро. Самое же главное, что спустя почти два года после крушения аэробуса А-330, выполнявшего рейс №447 Рио — Париж, на глубине 4 тысяч метров были обнаружены два «черных ящика»: первый — записывающий технические показатели полета; второй — фиксирующий переговоры в кабине пилота.

Спецоперация у берегов Бразилии началась в конце апреля. 3 мая был обнаружен второй «черный ящик», 11 мая бортовые самописцы были доставлены в Париж — в Бюро расследований авиакатастроф. И потребовалось две недели, чтобы расшифровать, что происходило на борту аэробуса.

Спустя три часа после взлета, в 1:55 ночи, командир экипажа разбудил второго пилота и сообщил ему, что пойдет поспать. В 2:06 второй пилот объявил экипажу, что через полторы минуты лайнер войдет в зону турбулентности. В 2:08 летчики принимают решение перевести самолет в ручной режим управления.

Спустя две минуты датчики начинают показывать взаимоисключающие показатели скорости. В 2:10 второй пилот пытается разбудить командира экипажа, но безуспешно. Командир все-таки вернется в кабину в 2:11, когда поступит сигнал тревоги о потере скорости. В 2:12 последние данные расшифровок — крик командира: «У нас нет никаких показателей. Мы не можем доверять приборам».

В 2 часа 14 минут 28 секунд аэробус упал в океан. Упал за 3 минуты 30 секунд. Причем за все время с начала обнаружения неполадок тангаж, то есть угол между горизонтальной осью самолета и линией горизонта, увеличился с 10 градусов до 45. Это значит, что самолет падал с поднятым носом.

Борис Рыбак, директор агентства авиационной информации «Инфомост»: «Произошло обледенение датчиков системы воздушных параметров. То есть самолет остался без информации, и экипаж остался без информации о скорости, высоте полета. То есть без всех тех данных, которые эти датчики производят для компьютеров. Как следствие, экипаж, очевидно, не смог найти адекватных вариантов действий, вследствие чего и произошло сваливание самолета и его дальнейшее разрушение».

В свое время корпорация «Эйрбас» (Airbus) направляла письма всем авиакомпаниям, использующим ее самолеты, с требованием заменить датчики скорости — так называемые трубки Пито, или приемники воздушного давления. На аэробусе А-330 не сработали именно они, что ввело экипаж в состояние ступора, особенно с учетом того, что командир просто отсутствовал в кабине.

Все это привело к тому, что сразу после опубликования расшифровок «черных ящиков» ассоциация родственников жертв авиакатастрофы заявила, что подает многомиллионные иски и против «Эйрбас» и против «Эйр Франс» за халатность и неумышленное убийство.

Важно сказать, что это только первый этап расследования, потому что теперь следствие должно ответить на вопрос, почему эти датчики обледенели.

Читайте также