Воздушный капкан

25.05.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Сегодня тысячи европейцев, купивших авиабилеты на ближайшие дни, с тревогой ждали новостей из Исландии, пытаясь понять, сколько еще продлится извержение вулкана Гримсвотн.

Сегодня тысячи европейцев, купивших авиабилеты на ближайшие дни, с тревогой ждали новостей из Исландии, пытаясь понять, сколько еще продлится извержение вулкана Гримсвотн, уже приведшее к отмене сотен авиарейсов. Новость пришла неожиданно хорошая: метеорологи, ранее отводившие извержению несколько недель, сообщили, что вулкан замолчал.

Они же, впрочем, предостерегли от оптимизма: хотя нового пепла Гримсвотн не выбрасывает, старый пока никуда не делся. Накрыв накануне Британские острова, сегодня облако доплыло до Германии. Рейсы в Берлин и Гамбург отменили десятки авиакомпаний, в том числе «Аэрофлот».

Чего ждать дальше, выяснял европейский собкор НТВ Константин Гольденцвайг.

Пока лайнеры по всей Британии и Скандинавии ставили на стоянку, скоростные рекорды неземного масштаба ставил Гримсвотн — исландский вулкан, источавший 10 тысяч тонн пепла в секунду.

С пепельной колонны высотою в 20 километров и началось извержение. Ученые, как будто не наученные прошлогодним опытом, смогли предсказать его лишь за час до первого подземного удара.

Гримсвотн преподнес крупнейший сюрприз за последние полтора века, но скорее не фундаментальной науке, а тысячам авиапассажиров. Например, Бараку Обаме, чуть не застрявшему на визите в Британии. Или футболистам клуба «Барселона» (Barcelona), едва не отменившим матч финала Лиги чемпионов в Лондоне. Или главам стран — участниц «большой восьмерки», уже засомневавшихся: а стоит ли лететь на саммит во Францию? Вопросы так и оставались без ответов.

Эммануэль Бокри, специалист французского метеорологического бюро: «Мы не можем пока что сказать, будет ли задето место проведения саммита или нет. Остается только следить за развитием ситуации: если пепельные частицы достигнут Франции, то опасность, что авиаполеты над Девиллем будут запрещены, крайне высока. Однако пока у нас никаких точных данных».

Прогноз погоды в эти дни — главная рубрика на телеканалах Европы. Северный ветер из Исландии принес вулканический пепел сначала в Шотландию, затем Норвегию, потом накрыло и Швецию с Данией, Англию и Ирландию, север Германии. Из 30 тысяч рейсов, ежедневно совершаемых в Европе, отменено около тысячи. Пассажиры испытывают дежавю, вспоминая, как прошлой весной в Исландии уже бушевал Эйяфьятлайокудль. От такой драмы снова и не знаешь, смеяться ли, плакать ли.

Авиапассажир: «Нам сказали, что рейс опять переносится. Теперь вновь надо ждать — до 11 утра. Полетим или нет, кто его знает».

Авиапассажир: «Остается принимать все как есть. Безопасность должна быть на первом месте. Я, например, лучше тут посижу, чем лететь в самолете сквозь пепельные облака».

Если кто и извлек урок, преподанный Эйяфьятлайокудлем, так это немецкие аэропорты. Во франкфуртском загодя подготовили 700 койко-мест для транзитных авиапассажиров. В Берлине заранее открыли штаб, организовав раздачу еды и напитков. Но испорченный отпуск или командировку этим сервисом вряд ли исправишь.

Посидишь вот так пару суток в зале ожидания — не захочешь, а станешь вулканологом. После прошлой весны, кажется, все уже в Европе разучили, что частицы пепла бывают сухими и влажными, плотными и легкими, а в воздухе они находятся на разных высотах и главное — в различной концентрации.

Определить максимально допустимую концентрацию и было главной задачей европейских ученых и авиационных властей. Определили: 2 миллиграмма на кубометр. Больше — опасно для двигателей. Но ведь в прошлом году пепла в воздухе над Европой было гораздо меньше, а летать все равно запретили. И теперь никто не поймет: это что — научно доказанный риск или чиновничья перестраховка?

Достоверно выяснилось лишь одно: по сравнению с предыдущим извержением нынешнее светопреставление будет хоть и мощнее, зато точно короче. Кратер вулкана Гримсвотн расположен у горного озера. Из-за этого частицы пепла, смешиваясь с паром, тяжелеют, а значит и не улетают так далеко, как это было год назад. Утром стихия и вовсе угомонилась, а днем, наконец, первые самолеты взяли курс на Европу. Непонятно вот только, надолго ли это затишье?

Читайте также