Ходорковский и Лебедев оспорили приговор

24.05.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Ходорковский заявлял, что просит суд не о милости и не о смягчении наказания, а о полной отмене приговора.

Сегодня в Интернете пять часов шла прямая трансляция, которой заранее было обеспечено активное обсуждение. На заседании Мосгорсуда рассматривали жалобу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на декабрьский приговор Хамовнического суда — он назначил им по 14 лет колонии за хищение нефти и отмывание денег.

Назвав обвинения против себя и Лебедева абсурдными, Ходорковский заявил, что просит суд не о милости и не о смягчении наказания, а о полной отмене приговора. Адвокаты принесли на заседание документы весом в несколько килограммов с информацией о нарушениях и противоречиях в ходе хамовнического процесса. В итоге Мосгорсуд уменьшил срок заключения Ходорковскому и Лебедеву на один год.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков следил за заседанием.

Это заседание по делу Ходорковского и Лебедева уже вошло в судебную летопись. Каждый желающий с самого утра и до вечерней развязки мог следить в Интернете за прямой трансляцией из зала заседаний. В Мосгорсуде на такое пошли впервые.

Второе уголовное дело топ-менеджеров ЮКОСа связано с хищением нефти. Еще в 2005-м следствие выдвинуло версию: Ходорковский и Лебедев пять лет воровали всю нефть у своих же дочерних добывающих компаний. Теперь в зале суда они пытались понять приговор, который вынесли в декабре 2010-го.

Михаил Ходорковский: «Обвинение очевидно маразматическое, поскольку технологически вся нефть сдавалась в государственную компанию „Транснефть“ и поступала по назначению, а право собственности переходило к компании ЮКОС, то есть холдингу. Нефть не исчезала ни физически, ни по документам».

Платон Лебедев: «Я бы понял, если бы были доказательства. Но в дело подсовывают доказательства, которые опровергают именно те выводы и утверждения, которые находятся в официальных документах уголовного судопроизводства, это преступление».

По версии следствия ЮКОС через свои фирмы-посредники покупал у своих же добывающих компаний нефть по одной цене, а в Западную Европу продавал ее по биржевым мировым расценкам. Следствие и Хамовнический суд посчитали, что это и есть хищение нефти у добывающих компаний. Спустя пять месяцев после приговора позиция гособвинения не изменилась.

Валерий Лахтин, государственный обвинитель: «Вся эта нефть за одну четверть от фактической стоимости, например, за 250 рублей, переходила в полное распоряжение Ходорковского и Лебедева, которые уже от имени ЮКОСа и других вышеназванных компаний продавали ее реальным потребителям за 2700 рублей, а полученными деньгами распоряжались сами».

Защита по-прежнему настаивает, что такая версия — это искусственная криминализация хозяйственной деятельности холдинга, состава преступления, по мнению адвокатов, просто нет. На заседании затронули еще одну тему — скандал после декабрьского приговора. Тогда теперь уже бывшие сотрудники Хамовнического суда заявили, что на судью Данилкина оказывали давление, приговор писал не он. Гособвинители прокомментировали и эту версию.

Гульчехра Брагимова, старший прокурор Генеральной прокуратуры РФ: «Сегодня мы выслушали различные версии и о том, кому принадлежит авторство вынесенного приговора. Адвокаты провели уважаемому суду свои домыслы, предположения, измышления, но не привели ни одного доказательства, подтверждающего эти обстоятельства. В связи с этим, уважаемый суд, у меня нет оснований считать, что приговор вынесен не законным составом суда, эти доводы являются несостоятельными».

После прений сторон судейская коллегия поправила приговор: Ходорковскому и Лебедеву смягчили наказание на один год. Теперь у каждого общий срок заключения не 14, а 13 лет. А также снизили общую сумму хищения нефти на 60 миллиардов рублей. Представители прокуратуры удовлетворены, а адвокаты хотят разбираться с этим делом теперь уже в Европе.

Читайте также